План лекции:
1. Современные представления о здоровье, определение здоровья, категории здоровых детей.
2. Факторы, определяющие и формирующие здоровье детей в разные возрастные периоды, факторы риска развития заболеваний.
3. Задачи медицинских работников и семьи в управлении процессом формирования здоровья детей.
Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (БСЭ).
«Педиатрия отличается от медицины от медицины взрослых тем, что она сочетает медицину болезней и медицину развития». И.М. Воронцов. 1997 г.
Здоровье ребенка:
- Это состояние жизнедеятельности соответствующее биологическому возрасту ребенка;
- состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик,
- состояние оптимального формирования адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста.
Биологический возраст определяется совокупностью морфо-функциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития.
Критерии биологического возраста ребенка
Морфо-функциональные показатели:
1. Показатели, отражающие зрелость нервной системы: развитие и исчезновение основных рефлексов у детей грудного возраста;
2. Сроки прорезывания молочных зубов и замена их на постоянные;
3. Зрелость форм тела (пропорций) и признаки полового созревания,
4. Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета.
Биохимические показатели:
Ряд объективных критериев функционального и ферментативного профиля у детей и подростков.
Морфо-функциональные критерии биологического возраста
1. Зрелость форм тела (пропорций),
Филиппинский тест – полуростовой скачок.
2. Развитие первичных и вторичных половых признаков в пубертатный период.
Очередность развития у девочек:
- Рост молочных желез,
- Появление гладких лобковых волос,
- Период наиболее быстрого роста,
- Лобковые волосы меняют структуру,
- Появление подмышечных волос,
- Первая менструация (менархе).
Очередность развития у мальчиков:
- Начало роста яичек,
- Появление пушковых волос на лобке,
- Незначительное изменение голоса,
- Первая эякуляция,
- Более грубые лобковые волосы,
- Период наиболее быстрого роста,
- Появление волосяного покрова на ногах и в подмышечных впадинах,
- Ломка голоса,
- Появление растительности на лице,
- Волосяной покров на остальных частях тела.
3. Скелетная зрелость (сроки оссификация скелета).
Безлучевой, точный и объективный ультразвуковой метод BonAge представляет результаты непосредственного после исследования.
Критерии оценки здоровья детей:
1 Критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
2 Критерий – уровень нервно-психического развития,
3 Критерий – резистентность организма,
4 Критерий – функциональное состояние органов и систем,
5 Критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
Значимую роль в диагностике уровня здоровья как у здорового, так и у больного ребенка играет оценка резистентности (адаптивного статуса) организма.
«… Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, подправляющая и даже совершенствующая». Иван Павлович Павлов.
Адаптация – (приспособление) – совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиях существования, выработанных в условиях длительного эволющионного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).
Высокие адаптационные возможности ребенка раннего возраста.
«Общий адаптационный синдром» Г. Селье.
1. стадия – тревоги.
Происходит активная мобилизация адаптационных процессов с резким возрастанием устойчивости к стрессовым воздействиям.
2 стадия – резистентности.
Повышается сопротивляемость организма неспецифического характера.
3 стадия – истощение.
Развивается при слишком сильном или длительном стрессировании. Сопровождается истощением резервных защитно-приспособительных механизмов и падением резистентности ко всем видам стрессовых воздействий.
Варианты функционального состояния человека:
- удовлетворительная адаптация к условиях среды – физиологическая адаптация.
- напряжение механизмов адаптации,
- недостаточная, неудовлетворительная адаптация,
- срыв адаптации.
«Здоровье есть способность заболевать и выздоравливать». I. Robin (1992)
Оценка уровня адаптированности организма
Индекс функционального напряжения:
- Организменный уровень
Соотношение артериального давления и частоты сердечных сокращений в покое.
- Клеточный уровень
По показателям содержания ионов калия и натрия в смешанной не стимулированной слюне.
Выделяют 3 уровня адаптированности:
- Нормальная – ИФН менее 1
- Риск – ИФН = 1-2
- Патология – ИФН более 2
Социальные аспекты адаптации
Способность к социализации – «включению» в общество – одно из важнейших критериев здоровья ребенка.
Здоровый ребенок это –
- Оптимальный уровень достигнутого развития (физического, нервно-психического и интеллектуального).
- Отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний.
- Достаточная функциональная – социальная адаптация ребенка, широкий диапазон приспособительных реакций, толерантность по отношению к допустимым нагрузкам.
- Высокая степень сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям.
Существуют различные уровни степени здоровья.
Состояние здоровья (уровень здоровья) – это та степень приближения к полному здоровью, в которой человек находится в данный момент.
Заключение по состоянию здоровья ребенка первого года жизни:
Диагноз – Экссудативно-катаральный диатез
Физическое развитие – Дефицит массы I степени
Нервно-психическое развитие – Соответствует возрасту – I группа
Резистентность – хорошая
Группа здоровья – II
Группа риска – Патология ЦНС, хронические расстройства питания.
Факторы формирования здоровья:
- Факторы риска – это факторы, не являющиеся непосредственной причиной заболевания, но увеличивающий вероятность ее возникновения.
- Факторы устойчивости – это факторы, способствующие увеличение ресурсов здоровья (здоровый образ жизни).
Формирование здорового образа жизни у детей.
Комплекс мероприятий направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни:
- мотивирование к личной ответственности за свое здоровье,
- разработка индивидуальных подходов по формированию здорового образа у детей,
- борьба с факторами риска развития заболеваний,
- предотвращение социально-значимых заболеваний среди детского населения,
- просвещение и формирование детского населения о вреде здоровью нарушающих форм поведения.
Стратегии формирования здорового образа жизни:
- Массовая стратегия (популяционный уровень) – формирование здорового образа жизни всех детей с целью предупреждения появления у них факторов риска.
- Стратегии высокого риска (на групповом уровне) – коррекция и устранение факторов в группах детей повышенного риска.
- Индивидуальный (семейный) уровень повышения мотивации в выработке рационального общественного образа жизни.
Управление процессами адаптации и качеством жизни:
- Полноценное питание,
- Физические нагрузки и закаливание с рождения
«Физкультура для всех без освобождения!». Физкультура для всех должна быть не спортивной а адаптивной.
Демокрит полагал, что основной фактор сохранения здоровья – рациональный образ жизни (диетика).
«Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому». Демокрит.
Многие заболевания взрослых напрямую сопряжены с неправильной организацией питания в детстве.
Нерациональное питание в раннем детском возрасте является фактором риска развития у взрослых:
- Сердечно-сосудистых заболеваний,
- Метаболического синдрома,
- Заболеваний легких,
- Злокачественных новообразований,
- Нервно-психических отклонений.
«Самые выгодные инвестиции – это вложение грудного молока в рот ребенка». У. Черчиль.
Физическое развитее ребенка раннего возраста – это фундамент дальнейшего всестороннего и гармоничного развития, в том числе и духовного.
Ранний возраст – это время приобретения организмом самостоятельности, время адаптации к внешним нагрузкам.
Семья основа здоровья и благополучия всех ее членов!
Отношение родителей к здоровью и их образ жизни (позитивный или негативный) определяет поведение и здоровье детей, которые копируют сценарий поведения родителей.
Модели здоровья и болезни у врача и больного (родителей) могут не совпадать, поэтому врачу полезно учитывать характеристики житейской модели здоровья и болезни.
Эффективное образование в области здорового образа жизни должен привести:
- к переоценке жизненных ценностей,
- появлению необходимых навыков,
- изменению поведения и стиля жизни детей,
- снижению риска формирования заболеваний.
«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов.
Ваш источник новостей и знаний о здоровье.