За 2012 год в нашей стране произошло 437 ЧС, из которых 228 техногенных, 148 природных, 56 биолого-социальных. В их погибло 819 человек, пострадало 95105 человек.
В автомобильных катастрофах в РФ гибнет в год до 30 тысяч человек, в огне ежедневно в стране погибает 49 человек. За последние десятилетия резко возросло количество засух, пожаров, ураганов, наводнений и эпидемий (последние в 2 раза).
В нашей стране для ликвидации мед-сан последствий ЧС мирного времени первоначально привлекалась Медицинская служба гражданской обороны (МСГО), но ее структура была громоздкой, силы и средства — недостаточно мобильными, что не соответствовало главному требованию, которое возникаете при ЧС, а именно оказание экстренной медпомощи пострадавшим в короткие сроки.
Анализ организации мед обеспечения пораженных при крупных технологических и природных катастрофах показал, также неподготовленность здравоохранения, слабую профессиональную подготовку врачебного состава всех уровней к работе в данной ситуации.
Это явилось предпосылками для создания в составе здравоохранения мобильных сил, а именно медицины катастроф, способную обеспечить своевременное оказание помощи пораженным и сократить время фазы изоляции.
1. Понятие о Медицине катастроф (МК). Задачи, принципы организации и режимы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
МК, как новое научно-практическое направление в мировой медицине выделилось в 70-х годах XX века. В 1975г. в Женеве было создано Международное общество МК (МОМК), в которое были приняты 30 государств.
Начало создания МК в нашей стране было определено постановлением правительства бывшего СССР от 07.04.90 № 339 «О создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС». В развитии этого постановления, приказом министра здравоохранения СССР № 193 от 14 мая 1990г. было определено создание службы экстренной медпомощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения.
В целях совершенствования системы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (имелась разобщенность сил, недостаточно четкая вертикаль структуры службы), Правительство РФ издало постановление № 420 от 3 мая 1994г. «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами». Этим постановлением было провозглашено, создание в РФ Всероссийской службы медицины катастроф.
Для развития службы, Правительство РФ утвердило «Положение о
ВСМК» (Постановление Правительства № 195 от 28 февраля 1996г). Этим постановлением правительство подтвердило приоритетное значение СМК в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС.
Изменения, произошедшие в деятельности ВСМК, с момента ее образования в нашей стране, а именно с 1994 года закреплены в новом «Положение о ВСМК» утвержденное Постановлением Правительства РФ № 734 26 августа 2013г.
Медицина катастроф (МК) — это отрасль медицины, которая изучает медико - санитарные последствия чрезвычайных ситуаций, разрабатывает принципы, формы и организацию медико-санитарного обеспечения населения при их ликвидации. Предназначена для спасения жизни, сохранения здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях; предупреждения, лечения поражений и заболеваний в ЧС, сохранения и восстановления здоровья участников ликвидации ЧС.
Практическую сторону деятельности МК осуществляет Служба медицины катастроф (СМК), которая представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, методов управления здравоохранением в ЧС.
Медико - санитарное обеспечение (МСО) включает в себя:
– лечебно – эвакуационное обеспечение (ЛЭО),
– санитарно – гигиеническое и противоэпидемиологическое обеспечение,
– мероприятия по снабжению мед имуществом,
– мероприятия по мед защите населения и спасателей,
– организацию управления Службой.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) это функциональная подсистема РСЧС, предназначена для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Функционально объединяет для совместных действий:
Основными задачами ВСМК являются:
Основные принципы организации и функционирования ВСМК:
1. Государственный и приоритетный характер службы.
Это обеспечивается постановлениями Правительства РФ. Среди других служб, наряду со спасательными службами, она имеет приоритетный характер в обеспечении постоянной готовности сил и средств, их мобильности.
2. Территориально-производственный принцип.
Формирования, учреждения и органы управления создаются на базе лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.
3. Централизация и децентрализация управления.
Централизация предполагает единое управление всеми службами МК РФ независимо от их ведомственной принадлежности и обеспечивает создание единой информационно-диспетчерской системы службы.
Децентрализация управления предусматривает, исходя из конкретной ситуации, возможность каждым звеном службы автономно выполнять задачи по медико-санитарному обеспечению пораженных в ЧС.
4. Плановый характер.
Он предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку и повышение квалификации всего личного состава службы.
5. Принцип универсализма создаваемых формирований.
Формирования и учреждения службы должны быть готовы к работе в любых очагах поражения без существенной их перестройки.
6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств.
Формирования службы создаются, как правило, для выполнения определенных задач. Например: оказания определенного вида медпомощи, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий.
7. Принцип этапного лечения пораженных с эвакуацией их по назначению.
8. Принцип единства медицинской науки и практики.
Организация службы и ее функционирование в ЧС должны строиться с учетом достижений отечественной и зарубежной медицинской и фармацевтической науки.
9. Принцип материальной заинтересованности и моральной ответственности медицинских и других специалистов, задействованных в мед формированиях и подразделениях по оказанию экстренной помощи пораженным в ЧС.
Этот принцип подкреплен постановлением Правительства и Директивой Минздрава, в соответствии с которыми установлены условия оплаты труда и выплаты компенсаций за дежурства и участие в оказании экстренной медицинской помощи при спасательных работах в ЧС.
10. Мобильность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС.
Она достигается созданием запасов имущества и медикаментов, регулярными тренировками личного состава формирований, совершенствованием системы связи и оповещения, постоянной готовностью медицинских бригад, отрядов, госпиталей и больниц, использованием современных транспортных средств.
11. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
Осуществляется в соответствии с действующим законом РФ от 14.07 -95г «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Личный состав СМК участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах.
12. Всеобщая подготовка населения по оказанию первой помощи пораженным в ЧС и правилам адекватного поведения при различных ЧС.
Режимы функционирования СМК:
Режимы: повседневной деятельности, повышенной готовности и режим ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводится:
– планирование мероприятий на ЧС;
– создание, оснащение и подготовка формирований службы;
– подготовку медицинских учреждений к работе в ЧС;
– создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества на ЧС;
– подготовка ЗЗ к развертыванию ЛУ ББ (на военное время).
В режиме повышенной готовности:
– приведение в готовность органов управления, сил и средств;
– усиление мед наблюдения и лабораторного контроля за состоянием внешней среды;
– обеспечение населения средствами оказания первой медпомощи;
– вывод мед формирований и эвакуация медицинских учреждений в ЗЗ,
– развертывание больничной базы (на военное время).
В чрезвычайном режиме осуществляет:
– медицинская разведка района катастрофы (очага поражения);
– организация ввода сил службы в район или очаг поражения;
– организация работы сил службы по оказанию медицинской помощи пораженным;
– организация эвакуации пораженных за пределы очага для последующего лечения;
– проведение санитарно - противоэпидемических мероприятий.
Организация ВСМК включает в себя:
I. Три составные части, а именно:
II. Пять организационных уровней
ВСМК, как и вся система РСЧС осуществляет свою деятельность на следующих уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом.
III. Каждый организационный уровень включает в себя:
- Координационные органы. Это Комиссии по чрезвычайным ситуациям и противопожарной безопасности КЧС и ПБ (МЗ, ОИВ субъекта РФ, органа местного самоуправления, объекта);
- Постоянно действующие органы управления. Это ОИВ уполномоченные в области охраны здоровья населения, а именно департаменты (министерства) здравоохранения субъектов РФ и штаб Службы (ВЦМК);
- Органы повседневного управления. Это межрегиональные ЦМК и территориальные ЦМК;
- Силы и средства;
- Резервы финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;
- Системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Силы ВСМК.
К ним относятся учреждения и формирования, которые предназначены для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Учреждениями ВСМК - являются центры медицины катастроф, больницы, базы снабжения. Они выполняют штатные задачи в местах постоянной дислокации. На их базе создаются формирования.
Формирования ВСМК - это подвижные госпитали, отряды, бригады, группы. Создаются в соответствии с утвержденными штатами из персонала лечебно-профилактических, санитарно - профилактических, медицинских образовательных и научно-исследовательских учреждений, для решения возлагаемых на СМК задач и обеспечиваются имуществом по специальным табелям.
Обеспечение их готовности к работе, возлагается на руководителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС они поступают в оперативное управление органов управления Службы соответствующего уровня.
Формирования предназначены для работы в районах ЧС. Могут работать как самостоятельно, так и в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
К средствам службы относится любое имущество (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное) необходимое для деятельности службы и санитарно-транспортная техника.
ВСМК на различных уровнях представлена:
На федеральном уровне:
- Координационным органом - КЧС и ПБ МЗ;
- Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, - штабом Службы.
- Силами и средствами:
На межрегиональном уровне:
- Органами повседневного управления. Такими органами являются межрегиональные ЦМК, действующие на безе ЦМК, в гг. Екатеринбург, Нальчик, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов на Дону, Санкт – Петербург, Хабаровск, Москва.
- Силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующего федерального округа.
На региональном уровне:
- Координационным органом - КЧС и ПБ ОИВ субъекта РФ;
- Постоянно действующим органом управления - ОИВ субъекта РФ в области здравоохранения (Департамент здравоохранения).
- Органом повседневного управления – ТЦМК.
- Силами и средствами – формирования, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС ТЦМК и иных ГУЗ субъектов РФ, также силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующих субъектов РФ.
На муниципальном уровне:
- Координационным органом - КЧС и ПБ органа местного самоуправления;
- Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять управление в сфере здравоохранения.
- Силами и средствами Муниципальных учреждений здравоохранении (МУЗ), включая Станций скорой медицинской помощи, а также силами и средствами Федеральных государственных учреждений (ФГУ), находящихся в ведении ФМБА, Министерства обороны РФ, при отсутствии на территории отдельных муниципальных образований МУЗ.
На объектовом уровне:
- Координационным органом - КЧС и ПБ;
- Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, должностным лицом, уполномоченным осуществлять МСО объекта (организации) при ЧС.
- Силами и средствами соответствующих нештатных формирований при объекте (организации), предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
СМК Минздрава России – входит в состав ВСМК, предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и МСО (медико-санитарное обеспечение) населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, терактах и других ЧС, а также организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению и эвакуации пораженных (заболевших).
Она выполняет свои задачи при взаимодействии с:
СМК Минздрава принадлежит ведущая роль в ВСМК т.к. она:
ü Организует координацию подготовки и взаимодействия органов управления и входящих сил и средств в Службу.
ü Организует подготовку, усовершенствование и аттестацию специалистов ВСМК.
ü Является самой мощной и многочисленной в системе ВСМК.
В соответствии со структурой РСЧС и ВСМК, - СМК МЗ России функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях и располагает соответствующими координационными органами, органами управления, силами и средствами.
Силы СМК МЗ РФ условно подразделяются на: стационарные и подвижные.
К стационарным силам относятся:
1. Центры медицины катастроф (ЦМК). Они являются государственными учреждениями здравоохранения (ГУЗ) особого типа.
ТЦМК имеет в своем составе:
Все ЦМК поддерживают в ПГ к работе силы и средства, работают круглосуточно под руководством соответствующих органов управления здравоохранения.
В своей работе они взаимодействуют с имеющимися на данной территории силами мед службы Минобороны, РЖД, ГО, с аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности и транспортными организациями других министерств и ведомств.
ВЦМК «Защита» одновременно выполняет функции регионального ЦМК Центрального региона РФ, Евроазиатского ЦМК государств-участников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по МК и ЧС.
В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание экстренной, планово-консультативной и специализированной медпомощи населению в районе постоянной дислокации.
2. Больницы СМК.
К подвижным силам службы относятся формирования, подразделяющиеся на:
1. Штатные формирования, которые создаются на клинической базе ЦМК и финансируются за счет СМК. К ним относятся госпиталя, отряды, БСМП ПГ которые предназначенные для оперативного выдвижения в зону ЧС, оказания медпомощи населению.
2. Нештатные формирования (бригады, группы). Создаются по заданию органов управления на базе: медицинских образовательных, ЛПУ, НИИ, санитарно-профилактических учреждений.
Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований, определяются исходя из возможной медико-санитарной обстановки при ЧС.
Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя. При возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
Подвижные силы СМК МЗ:
1. Штатные формирования:
— полевой многопрофильный госпитали (ПМГ). Создан на клинической базе ВЦМК «Защита». Предназначен для оперативного выдвижения в район ЧС, приема пораженных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пострадавшим до 250 чел. в сутки, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных (150 мест), а также амбулаторной помощи населению. Автономность работы 15 суток.
Госпиталь состоит:
1. Из постоянной части, Это различного рода отделения:
приемно-диагностическое, хирургическое, госпитальное, анестезиологическое и др. Также имеет два кабинета: детоксикационный (гемодиализный) и гипербарической оксигенации.
2. Переменной части - или бригад специализированной медицинской помощи. Она используется в соответствии с характером ЧС и преобладанием среди пораженных той или иной патологии. Всего 17 типов бригад (хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанимационная, терапевтическая, психиатрическая, инфекционная, радиологическая, токсикологическая).
Для повышения мобильности госпиталя в составе переменной части имеется специальная структурная единица - дежурная бригада экстренного реагирования (ДБЭР).
Состав этой бригады:
В зависимости от реальной обстановки в районе ЧС, ПМГ во время ликвидации медико-санитарных последствий ЧС способен выдвигаться в район предназначения как частью сил (отдельная бригада, отделение и т.д.), так и в полном составе, развертываясь для работы по типу многопрофильного лечебно-диагностического учреждения.
В зависимости от характера ЧС госпиталь развертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический и т.д.
Общая численность персонала ПМГ ВЦМК "Защита" составляет 205 чел., из которых 127 штатных и 78 нештатных работников. В число штатных сотрудников входят 74 врача.
— полевые госпитали (ПГ), создаются на базе некоторых ЦМК и предназначены для оперативного выдвижения в район ЧС и оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным в очаге (на границе очага), их временной госпитализации и подготовки к дальнейшей эвакуации. Такие госпиталя изначально создаются под определенную структуру потерь. Орг. структура их будет рассмотрена в следующей теме (МСГО).
— Бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ), предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, мед сортировки, развертывания стационаров по своему профилю.
Бригады имеют:
Хирургический профиль (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, трансфузиологические и другие).
Терапевтический профиль (токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные и другие).
Всего может создаваться 21 тип профильных бригад. Срок выезда от момента получения распоряжения не позднее 6 часов.
2. Нештатные формирования.
- БСМП. Предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, усиления и перепрофилизации лечебных учреждений, развертывания стационаров (отделений) по своему профилю на базе больниц, которым эти бригады приданы. Профиль этих бригад аналогичен БСМП ПГ.
- бригады скорой медицинской помощи:
а) фельдшерские – состав бригады: фельдшер (медсестра), санитар и водитель - всего 3 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки. За 12 ч работы в ЧС бригада может обслужить до 50 пораженных. Основными задачами бригады являются: оказание доврачебной медицинской помощи и мед обеспечение эвакуации пораженных.
б) врачебные – состав бригады: врач, фельдшер (медсестра), водитель - всего 3 чел. На оснащении бригада имеет специальная укладка. За 12 ч. работы в ЧС бригада может обслужить 50 пораженных. Задачи бригады: мед сортировка, оказание первой врачебной помощи и эвакуация по назначению.
в) специализированные (интенсивной терапии, токсико-терапевтические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.) Предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Возможности бригад оцениваются оказанием помощи 20 чел. за сутки. Состав бригады врач + 2 медсестры + водитель.
Бригады доврачебной помощи (БДП) - для оказания доврачебной помощи (50 пораженным за 6 часов), участия в мед сортировке пораженных, подготовки пораженных к дальнейшей эвакуации. Состав: фельдшер, 1-2 медсестры, водитель санитар.
Врачебно-сестринские бригады (ВСБ) — предназначены для работы в очаге (на границе очага), оказывают доврачебную и первую врачебную помощь (50 пораженным за 6 часов), проводят мед сортировку и готовят пораженных к дальнейшей эвакуации. Состав бригады: Врач, ст. медсестра, 2-е медсестры, санитар, водитель. Всего 6 человек; Время выдвижения в очаг поражения составляет не более 3 часов.
Медицинские отряды – развертывают пункт медицинской помощи (ПМП), который предназначен для приема, мед сортировки, оказания доврачебной и первой врачебной помощи, подготовки пораженных и больных к дальнейшей эвакуации. Состоит из 2-5 ВСБ и 3-5 БДП объединенные единым руководством.
Силы Службы медицины катастроф МЗ России:
Стационарные силы (выполняют свои функции в местах постоянного расположения) |
Формирования (предназначены для работы в зоне или рядом с зоной ЧС) |
|
Штатные формирования (Создаются на базе ЦМК, находятся в ПГ и финансируются за счет СМК) |
Нештатные формирования (создаются на клинической базе СМК в соответствии с утвержденными штатами из персонала ЛПУ, ССМП, клиник медицинских вузов, НИИ медицинского профиля и т.д.) |
|
|
—хирургического профиля: (травматологические, хирургические, нейрохирургические ожоговые, трансфузиологические, детские хирург.) и др.; терапевтического профиля: токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психоневрологические, инфекционные и т.д. |
|
Главной задачей СМК Минобороны является своевременное и эффективное оказание медпомощи личному составу и гражданскому персоналу войсковых частей и военно-стратегических объектов в период ликвидации последствий СБ, крупных аварий и катастроф, локальных вооруженных конфликтов
Структура СМК в системе мед службы ВС России включает в себя:
Органы управления службой.
Постоянно действующие – это Главное военно-медицинское управление (ГВМУ) МО, мед управления видов, родов войск, военных округов, а также главных и центральных управлений МО РФ
Органы повседневного управления - это оперативный дежурный ГВМУ или мед управления.
Временно создаваемые на период ликвидации последствий ЧС – оперативные группы.
Силы для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:
К ним относятся:
- Стационарные силы - это военные госпиталя (центральные, окружные и гарнизонные), мед склады с запасами текущего мед имущества и,
- Подвижные силы - формирования.
Формирования подразделяются на штатные и нештатные:
I. Штатные формирования.
* Медицинские отряды специального назначения (МОСН).
В составе мед службы ВС РФ имеется 6 отрядов, из которых 5 находятся в постоянной готовности. Штат отряда 154 человека, в том числе 22 врача.
МОСН – это мобильный полевой госпиталь, рассчитан на оказание квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи - 300 пораженным в сутки. В полевых условиях развертывает стационар на 100 коек, имеет запас имущества для оказания экстренной медпомощи 1200 пораженным.
За 16 часов в отряде можно выполнить до 60 сложных хирургических операций.
II. Нештатные формирования:
* Врачебно – сестринские бригады (ВСБ).
В их состав входит 5-7 медработников (2 врача, 3-5 медсестер) и санитарный автомобиль. Предназначены для оказания первой врачебной помощи. Создаются на базе военных госпиталей, санаториев, поликлиник.
* Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП).
Предназначены для усиления ЛУ осуществляющие массовый прием пораженных. Создаются на базе военных госпиталей с коечной емкостью 500 и более коек, военно-медицинских учебных заведений и НИИ. В их состав входит – 3-5 медработников (1-2 врача, 2-3 медсестры).
* Подвижные группы специалистов санитарно – эпидемиологического профиля (ПГ СЭП). Состав 4 - 12 человек. Численный состав групп зависит от возможностей СЭО, являющихся формирователями данных групп.
* Подвижные группы специалистов ЛПУ МО РФ.
Медицинские эвакуационные средства:
Предназначен для поиска и эвакуации пораженных с оказанием первой врачебной помощи в полете и на земле по жизненным показаниям. Оборудован перевязочной. Эваковместимость составляет три носилочных и одно сидячее место.
Силы медицинской службы МВД, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Основной задачей мед службы МВД России при ликвидации последствий ЧС является оказание медпомощи личному составу ОВД и военнослужащим ВВ, привлеченным к действиям в условиях ЧС.
В соответствии с этим в составе мед службы МВД имеются соответствующие учреждения, формирования и специализированные отделения.
* Для работы в районе ЧС в структуре мед управления МВД имеется группа организации медицинской помощи в ЧС.
* На базе Главного военно-клинического госпиталя ВВ создан МОСН, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медпомощи в зонах локальных вооруженных конфликтов.
* В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России 16 субъектов РФ - развернуты отделения экстренной медпомощи, которые могут быть в случае необходимости задействованы и включены в общую систему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.
* На базе окружных госпиталей четырех округов внутренних войск организованы и функционируют отделения неотложной медпомощи.
* На базе госпиталей и больниц ГУВД, УВД субъектов РФ для оказания медпомощи пораженным организуются мобильные ВСБ, способные осуществить доврачебную и первую врачебную помощь.
Эти силы и средства позволяют оказывать личному составу ОВД первую врачебную, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь, как непосредственно в пределах территорий субъектов РФ, так и за их пределами.
Силы и средства отраслевого здравоохранения РЖД предназначенные для ликвидации медико - санитарных последствий ЧС.
Мед служба железных дорог является составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС на Ж.Д. и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.
Общую координацию и контроль за проведением необходимых лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС на Ж.Д. осуществляет Департамент здравоохранения РЖД
Система здравоохранения РЖД имеет разветвленную сеть больниц. В составе РЖД функционируют центральные, дорожные и отделенческие ЛПУ, на базе которые создаются специальные формирования для развертывания и работы в очагах санитарных потерь.
К этим формированиям относятся:
* Аварийные врачебные бригады постоянной готовности. Они формируются на базе ЛПУ железных дорог. Предназначены для оказания первой врачебной, неотложной хирургической и анестезиологической помощи. На место ЧС они убывают в составе аварийно-восстановительного поезда.
* БСМП (хирургические, травматологические, реанимационные, нейрохирургические, терапевтические, акушерско-гинекологические, урологические) комплектуются из числа ведущих специалистов центральных и дорожных клинических больниц. Профиль бригад, их количество определяется мощностью и возможностями медицинских учреждений.
* На сети железных дорог создано и функционирует около 90 подвижных формирований (вагон-амбулатория, вагон - перевязочная, санитарная летучка, блок скорой помощи, вагон - радиологическая лаборатория и т.д.).
* Для ускорения прибытия сил и средств в железнодорожных больницах созданы (по участковому принципу) врачебные бригады, которые направляются в зону катастрофы на транспорте своих учреждений немедленно после получения соответствующей информации.
* Вопросы госпитализации пострадавших на железных дорогах решаются в порядке взаимодействия с региональными учреждениями здравоохранения.
Кроме перечисленных сил, входящих в состав ВСМК, в ряде министерств и ведомств имеются специальные, достаточно многочисленные подразделения, которые предназначены для проведения аварийно-спасательных работ в шахтах, под водой и т. д.
В составе этих подразделений имеется медперсонал, который тесно взаимодействует со СМК и может включаться в систему оказания экстренной медицинской помощи населению в ЧС.
СЭС является функциональным элементом РСЧС. Учреждения и формирования ее осуществляют государственный санитарно-эпидемический надзор, анализируют воздействие вредных факторов на здоровье населения, а также входят в систему наблюдения и лабораторного контроля ГО.
На СЭС возложены следующие задачи:
- Надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зоне ЧС и вокруг нее.
- Организация и проведение санитарно – гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в зоне ЧС и вокруг нее.
- Участия в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению ЧС, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, СБ.
- Обеспечение ПГ органов управления, сил и средств службы к действиям в ЧС;
- Организация материально - технического обеспечения учреждений службы для решения задач в ЧС;
- Подготовка специалистов службы к действиям в ЧС и ряд др. задач.
При проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при локализации и ликвидации последствий ЧС все учреждения системы санитарно-эпидемиологического надзора других министерств и ведомств России (МО, МВД, РЖД), расположенные на данной территории, переходят в оперативное подчинение главного государственного санитарного врача республики, области (края).
В перечень сил постоянной готовности ГСЭС России межрегионального и регионального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов РФ, 5 противочумных институтов, противочумный центр в Москве и 11 противочумных станций. Эти учреждения службы ведут свою деятельность в местах постоянного расположения.
Указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС нештатные специализированные формирования быстрого реагирования: 70 СЭО, 19 СЭБ и 15 СПЭБ.
Эти формирования предназначены для надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в зонах ЧС.
- Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) - формируются центрами Госсанэпиднадзора в субъектах РФ из штатной численности учреждений Госсанэпидслужбы, за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад. Укомплектование СЭО личным составом проводится в режиме повседневной деятельности из числа штатных сотрудников ЦГСЭН— формирователя. Ответственность за готовность СЭО, СЭБ к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра ГСЭН формирующего отряд или бригаду. Готовность отряда к работе в ЧС 24 ч. Штатного состава в отряде 21 человек, из них 11 врачей.
По прибытии на место СЭО работает под руководством регионального штаба по ликвидации последствий ЧС.
|
Санитарно-эпидемиологический отряд (21 чел.) |
|
|
Начальник СЭО - 1 Врач-эпидемиолог - 1 Врач по радиационной гигиене - 1 Врач по общей гигиене - 2 Врач-дезинфекционист - 2 Врач-лаборант - 2 Врач-бактериолог (вирусолог) - 2 Инженер-радиолог - 1 |
Помощник санитарного врача (фельдшер) - 1 Помощник эпидемиолога - 1 Лаборант-химик (средней квалификации) - 1 Лаборант (микробиолог средней квалификации - 1 Инструктор-дезинфектор - 1 Техник-дозиметрист - 2 Водители - 2 |
||
ИТОГО – 21 человек, в т.ч. врачей – 11; средних медицинских работников - 4 |
|||
- Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ)- формируются ЦГСН, не имеющие возможностей формирования СЭО.
В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады. Готовность к работе СЭБ – 12 часов.
- Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) создаются на базе противочумных учреждений. Бригады подчиняются непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора.
Структура СПЭБ:
- управление,
- эпидемическое отделение с зоопаразитологической группой,
- бактериологическое отделение с вирусологической группой.
Всего 40 чел. Расходное имущество позволяет работать бригадам 2 недели.
Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ)
|
Управление (2 чел.) Нач-к СПЭБ (врач-эпидемиолог) |
|
||
|
|
|
||
Эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел) |
|
Бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел) |
||
|
||||
Нач-к отд-я (зам. нач-ка СПЭБ) – 1 Санитарный врач - 1 Врач-эпидемиолог - 3 Зоолог - 1 Паразитолог - 1 Помощники эпидемиолога (лаборанты) - 3 Дезинфектор - 1 |
|
Начальник отделения - 1 Врач-бактериолог - 6 Врач-вирусолог - 1 Лаборант-вирусолог - 1 Лаборант (фельдшер-лаборант) - 9 Лаборант-средовар - 1 Санитары - 4 Автоклавщики - 2 Инженер-механик - 1 |
||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Итого в СПЭБ – 40 человек, в т.ч. врачей – 15; среднего медицинского персонала – 14; младшего медицинского персонала - 7 |
||||
- Группы эпидемиологической разведки (ГЭР). Создаются на базе областных (краевых), городских и районных ЦГСН. Группа состоит из трех человек: эпидемиолога, помощника эпидемиолога (фельдшера) и шофера-санитара. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит эпид обследование инфекционных очагов. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. Группа за 1 час в состоянии обследовать местность на 2 км. Кв. и отобрать 8 проб с объектов внешней среды.
Управление СМК – это целенаправленная деятельность начальников, руководителей, органов управления Службы по поддержанию в постоянной готовности сил и средств службы, подготовке их к мед обеспечению населения при ЧС и руководстве ими при выполнении поставленных задач во время ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Управление службой строится на следующих принципах:
- Единоначалие и централизация управления с представлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач.
- Умение анализировать обстановку, делать правильные выводы, предвидеть ход событий.
- Оперативность, творчество и высокая организованность в работе.
- Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов.
- Личная ответственность руководителя СМК за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных им задач.
Управление включает в себя следующие операции:
- непрерывный сбор, изучение, обобщение и анализ данных обстановки;
- принятие (уточнение) решения и планирование;
- доведение задач до подчиненных (уточнение задач подчиненным);
- организацию выполнения запланированных (намеченных) мероприятий;
- организацию и поддержание взаимодействия;
- организацию (восстановление) системы управления, в том числе связи;
- контроль за выполнением запланированных мероприятий и оказание помощи объектам управления.
К управлению предъявляются следующие требования:
ü Устойчивость,
ü Непрерывность,
ü Оперативность,
ü Квалифицированность,
ü Эффективность.
Начальником СМК МЗ России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет его первый заместитель.
Начальником СМК на межрегиональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе.
Начальниками СМК на региональном и муниципальном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.
Проведение мероприятий по ликвидации последствий ЧС осуществляется в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при ЧС, который разрабатывается соответствующими штабами ВСМК, по согласованию с МЧС и утверждается руководителем Службы.
План оформляется письменно с приложением необходимых карт, схем, расчетных таблиц с использованием условных обозначений и знаков (комплект формализованных документов).
План включает в себя:
В интересах комплексного использования всех сил и средств ВСМК на СМК Минздрава возлагается руководящая роль. На период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в ее оперативное подчинение передаются силы и средства СМК Минобороны России, учреждения и формирования, участвующие в ликвидации последствий ЧС МВД, РЖД, Госкомсанэпиднадзора России, других министерств и ведомств.
Управление ведется с основных и запасных пунктов управления, последние могут быть подвижными и размещаться на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС СМК приходится взаимодействовать с другими службами, в том числе и с медицинскими службами некоторых министерств и ведомств.
Взаимодействие – это согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств службы МК с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней, службами РСЧС.
Взаимодействие отражается в плане медико-санитарного обеспечения населения при ЧС или создается отдельный план взаимодействия.
В отдельных формированиях и учреждениях ВСМК разрабатываются таблицы взаимодействия. Выписки из плана взаимодействия доводятся до всех участников взаимодействия.
Управление ВСМК в ходе ликвидации последствий ЧС
Для облегчения управления в ЧС заблаговременно разрабатываются комплекты формализованных документов. В зависимости от обстановки сложившейся в ЧС возможны два варианта в управлении ВСМК:
1-ый – когда при ЧС имеются небольшие санитарные потери и существуют относительно благоприятные условия медико-санитарного обеспечения. В этой ситуации управление силами участвующими в ликвидации ЧС обеспечивается системой управления, действующей в режиме повседневной деятельности.
2-ой – когда возникают крупномасштабные ЧС и для ликвидации их привлекаются значительные силы различных министерств и ведомств. В этих случаях необходимо создавать специальные системы управления, тесно взаимодействующие с органами управления, силами и средствами РСЧС участвующих в ликвидации ЧС.
А именно - создается система вспомогательных пунктов управления. Для этого в пункты управления РСЧС направляются оперативные группы штабов СМК. Пункты управления создаются и в формированиях, учреждениях ВСМК участвующие в ликвидации последствий ЧС.
«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов.
Ваш источник новостей и знаний о здоровье.