Под специальными формированиями здравоохранения понимаются - органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медобеспечению личного состава ВС РФ.
К специальным формированиям здравоохранения относятся:
1) органы управления специальными формированиями;
2) тыловые госпитали здравоохранения;
3) обсервационные пункты.
Органы управления специальными формированиями - это
1. Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития,
2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ.
В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от общей их численности.
Тыловые госпитали здравоохранения - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации.
ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС и направлены по месту жительства. ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ.
Обсервационные пункты - являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации неблагополучных в эпидемическом отношении воинских контингентов, следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.
Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности СФЗ.
К органам управления СФЗ относятся:
Они являются структурными подразделениями Минздрава и органов управления здравоохранением субъектов РФ и формируются при объявлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами.
На органы управления СФЗ возлагаются следующие задачи:
Помещения для органов управления СФ выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении МЗ и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ.
Главное управление по руководству СФЗ формируется в следующем составе: руководитель, его заместители, главные медспециалисты (хирург и терапевт), трех управлений (орг-плановое, лечебно-профилактическое, медснабжения) и двух отделов (финансово-экономический и защиты государственной тайны).
Отдел по руководству ТГ формируется в составе:
начальника отдела, его заместителя, главных медспециалистов (хирург, терапевт), инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.
Сектор по руководству ТГ формируется в составе:
начальника сектора, инспектора — врача, инспектора-провизора, делопроизводителя и водителя.
Начальники органов управления СФ подчинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и находящихся в них на излечении раненых и больных.
В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпиталей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время.
ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам управления гражданского здравоохранения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народному Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП.
Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых средней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях.
С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети ЭГ, объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП в ГБ тыла страны.
Все медицинское обслуживание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены ГВСУ Красной Армии.
При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспиталей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам деятельности.
При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транспорта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.
В круг задач СЭГ входили:
— разгрузка прибывающих ВСП,
— доставка раненых и больных в ЭГ,
— доставка инвалидов — к месту жительства,
— сбор из ЭГ раненых и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП,
— проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.
Укомплектованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй — 88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом периоде войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%.
Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от 68% в 1941г. до 35% в 1944г.
Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных. Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе медицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в современной системе ЛЭО раненых и больных в военное время.
Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных.
Современные ТГ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены:
- для приема раненых и больных военнослужащих,
- оказания им 1-ой врачебной, К и СМП,
- лечения до определившихся исходов и реабилитации.
ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных. Из них раненые и больные могут быть возвращены в строй, эвакуированы в госпитали инвалидов войны или уволены из ВС и направлены по месту жительства.
Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ.
Эвакуации из ГБ фронтов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном леч., превышающем установленные для ГБФ сроки.
В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами Ядерного оружия, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 % раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться 50 — 70%.
На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных МЗ СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному лечению боевой патологии и по согласованию с Минобороны в 1986 году были утверждены новые виды и штаты ТГЗ.
ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов:
А). 4-е многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический).
Б). 2-а узкоспециализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).
Коечная емкость ТГ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.
В составе ТГ планируются к развертыванию следующие основные функциональные подразделения:
Все госпиталя имеют в своем составе следующие отделения: приемное, отделение анестезиологи и реанимации, физиотерапевтическое, рентгеновское, лабораторное и отделение лечебной физкультуры.
Кабинеты: функциональной диагностики, эндоскопический.
Кроме этого в составе госпиталей развертываются:
1. Базовый ТГ:
подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (торакальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травматологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические отделения.
2. Нейрохирургический ТГ:
нейрохрургические, отоларингологическое, офтальмологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.
3. Травматологический ТГ:
ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.
4. Терапевтический ТГ:
кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевтические, хирургическое, стоматологическое отделения.
5. Кожно-венерологический ТГ:
кожно-венерологические, хирургическое (с операционным блоком), стоматологическое, терапевтическое отделения.
кабинеты: лазерной терапии.
6. Туберкулезный ТГ:
туберкулезные отд. легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, легочные, хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическое отделения.
На ТГЗ возлагаются следующие задачи:
— прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;
— своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им СМП, лечение до определившихся исходов и медреабилитация;
— проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;
— своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;
— подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ;
— организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;
— материально-бытовое обеспечение раненых и больных;
— ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности;
— проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;
На базовые ТГ— кроме того, возлагается:
— развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов;
—прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;
—оказание неотложных мероприятий КМП поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
Для обеспечения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по предназначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.
В ходе мобилизационной подготовки решаются следующие основные вопросы:
1. Комплектование СФЗ личным составом;
2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;
3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
Комплектование ТГ личным составом.
Комплектования ТГ личным составом осуществляется в соответствии с существующими штатами:
а) специалистами из числа граждан, пребывающих в запасе и работающих в мирное время в организациях-исполнителях.
б) гражданами, пребывающими в запасе и состоящими на общем воинском учете.
в) специалистами из числа граждан, не состоящих на воинском учете и
работающих в мирное время в организациях-исполнителях.
г) гражданами, не состоящими на воинском учете, путем их найма на работу в период мобилизации и в ВВ на штатные должности ТГ.
Комплектование ТГЗ личным составом запаса осуществляется военными комиссариатами соответствующих территорий по согласованию с МЗ и соцразвития.
На граждан, выполнение служебных обязанностей которых будет связано с секретными сведениями, военными комиссариатами производится оформление соответствующего допуска.
На укомплектование ТГ не предназначаются граждане:
— имеющие неснятую или непогашенную судимость;
— забронированные в порядке, определенном Правительством.
— признанные временно не годными к военной службе по состоянию здоровья;
—занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой и т.д., нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе либо являющимися инвалидами 1 группы;
— матери которые имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;
— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
Материальное, техническое и финансовое обеспечение ТГ.
Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств ТГ определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными МЗ и социального развития и МО.
ТГ в период мобилизации и в военное время обеспечиваются МО стрелковым вооружением, боеприпасами, средствами защиты, инженерной техникой, средствами заправки и транспортирования горючего (военных образцов), имуществом продовольственной службы, вещевым имуществом, техникой связи, автомобильным и гужевым транспортом, печатями, штампами, бланками служебных документов, документами учета и отчетности медслужбы и служб тыла.
Обеспечение излечившихся военнослужащих воинскими перевозочными документами для следования к месту дальнейшего назначения после выписки из госпиталя осуществляется военными комиссариатами или закрепленными в/ч.
МО в период мобилизации и в военное время безвозмездно выделяет продовольствие и обменный фонд обмундирования для обеспечения раненых и больных военнослужащих, находящихся на лечении в тыловых госпиталях.
МЗ, органы исполнительной власти субъектов РФ в период мобилизации и в военное время обеспечивают ТГ медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, специальной техникой, оборудованием, топливом, ГСМ и другими матсредствами в соответствии с утвержденными штатами и табелями к ним.
Финансирование ТГ в период мобилизации производится ФОИВ и организациями по сметам расходов, которые разрабатываются в мирное время.
Гражданский персонал ТГ продовольственными пайками и военным обмундированием не обеспечивается.
Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
Здания, сооружения, коммуникации, земельные участки для ТГ предоставляются ОИВ субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В первую очередь для размещения ТГ отводятся здания и помещения ЛПУ (госпитали ветеранов войн, больницы, санатории, дома отдыха, профилактории и т.д.) и прилегающая к ним территория.
В исключительных случаях отводятся здания и помещения учебных заведений, гостиниц и других учреждений, требующие минимальных затрат для их приспособления в период мобилизации и в военное время.
В период мобилизации и в военное время отведенные для развертывания ТГ здания, сооружения, земельные участки, транспортные средства, имеющийся запас топлива, твёрдый и мягкий инвентарь, средства связи и энергоснабжения, а также другие материальные средства передаются организацией-владельцем здания в ведение начальника ТГ по акту приема-передачи с указанием в нем стоимости передаваемого имущества.
В первые в годы ВОВ, войска действующей армии не стали источником заражения и распространения эпидемических заболеваний среди населения.
На возможных путях заноса инфекционных заболеваний в войска действующей армии, была создана эффективная система противоэпидемических барьеров.
Роль первого противоэпидемического барьера выполняла медслужба запасных полков и бригад, пополнявших войска по мобилизации, а также отдельных дорожно-эксплуатационных батальонов.
Вторым противоэпидемическим барьером были обсервационные пункты НКЗ СССР, а также СКП Санитарной службы Красной Армии.
В соответствии с директивой ГШ от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и развернуты обсервационные пункты Наркомздрава СССР.
Санитарным управлением Красной Армии были разработаны и направлены в войска «Указания по противоэпидемическому обеспечению движущихся воинских контингентов».
За годы, прошедшие после ВОВ принципиальных изменений в порядке формирования, использования обсервационных пунктов не произошло.
Обсервационные пункты здравоохранения РФ предназначены для:
Данные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства, приписываются к местным (распределительным) ЭП, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой.
Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству ТГ органов управления здравоохранением субъектов РФ.
На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:
- прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, поступающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и других вещей;
- медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие инфекционные больницы (отделения);
- лабораторные обследования с целью выявления бактерионосителей (по показаниям);
- проведение по эпидпоказаниям профилактических прививок;
- материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного довольствия за время пребывания в обсерваторе;
- проведение санитарно-просветительной и культурно-досуговой работы;
- организация заключительного медицинского осмотра и санитарной обработки обсервируемых по окончанию обсервации.
Обсервационный пункт состоит из:
Всего личного состава - 77 человек, из низ 3 в/сл. Имеет 3 ед. техники.
Здания для обсервационного пункта отводятся заблаговременно в мирное время вблизи от железнодорожных станций, портов, пристаней, аэродромов, стратегических автомобильных дорог и приспосабливаются в соответствии с общими требованиями.
При отводе зданий под обсервационные пункты, должны предусматриваться помещения для временного размещения (на 2000 человек) воинских контингентов, подлежащих обсервации.
Порядок обсервации.
Обсервации подвергаются воинские контингенты, (следующие по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения), при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении хотя бы одного случая опасных высококонтагиозных заболеваний.
Воинские контингенты подлежат обсервации распоряжением командующего войсками военного округа, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению НМС на основании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, порта.
Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и начальника гарнизона.
Одновременно ставится в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и ЭП (местный или распределительный), к которому приписан обсервационный пункт.
Орган управления здравоохранением субъекта РФ приводит обсервационный пункт в состояние готовности к работе.
Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба военного округа, начальника обсервационного пункта, гарнизонного врача, начальника эшелона, врача эшелона и представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ.
Комиссия составляет акт в двух экземплярах о санитарно— эпидемиологическом состоянии эшелона.
После приема воинского эшелона на обсервацию производится медосмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением медсостава эшелона.
Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направляются в стационарные ЛУ, выделяемые для этой цели органом управления здравоохранением субъекта РФ. Больные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.
Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно.
Дезинфекция транспортных средств, на которых следовали обсервируемые, производится по распоряжению ведомственной медслужбы ее силами и средствами.
Санитарная обработка обсервируемого личного состава проводится силами и средствами обсервационного пункта. Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому осмотру и термометрии.
Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).
После отправки обсервируемого личного состава помещение обсервационный пункт, а также все оборудование подвергается тщательной уборке и дезинфекции силами и средствами обсервационного пункта.
Расформирование обсервационного пункта проводится в порядке, установленном для специальных формирований здравоохранения РФ.
Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК А. Шабров
«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов.
Ваш источник новостей и знаний о здоровье.