ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Подписаться

Семиотика и симптомы поражений нервной системы у детей

Все физиологические рефлексы характеризуются по следующим признакам:

- рефлекс вызывается или нет,

- сила рефлекса (по амплитуде сокращения соответствующей мышцы),

- симметричность ответной реакции слева и справа.

У здоровых детей физиологические рефлексы вызываются умеренной силы, одинаковые слева и справа.

Патологические (менингиальные) рефлексы и симптомы:

- ригидность затылочных мышц,

- симптом Кернига,

- симптом Брудзинского верхний,

- симптом Брудзинского нижний.

Ригидность затылочных мышц.

Исследуется симптом путем пассивного сгибания шеи. У здоровых детей удается привести подбородок к грудине, что свидетельствует об отсутствии ригидности (повышенного тонуса) затылочных мышц. У больных менингитом подбородок не достигает грудины. Расстояние необходимо измерять в сантиметрах. Может быть запрокидывание головы.

Симптом Брудзинского верхний.

В момент сгибания шеи, при исследовании ригидности затылочных мышц, у больных менингитом наблюдается сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах. Симптом будет считаться положительным. А у здоровых детей ноги остаются вытянутыми и симптом будет считаться отрицательным.

Ригидность затылочных мышц и верхний симптом Брудзинского возникает при менингококцемии, при которой также характерна «звездчатая» сыпь.

Симптом Кренига

Поочередно права и левая нога приводится в исходное положение, нога согнута под прямым углом в тазоберденном и коленном суставах. Затем врач пассивно разгибает конечность в коленном суставе. У здорового ребенка это удается полностью (симптом Кернига отрицательный), что говорит об отсуствии повышенного тонуса мышц сгибателей. У больного менингитом выпрямить ногу в коленном суставе не удается из-за гипертонуса мышц сгибателей. Симптом Кернига будет считаться положительным.

При исследовании симптома Кернига одновременно проверяется симптом Брудзинского нижний: при сгибании в коленном и тазобедренном суставах правой ноги сгибается в коленном и тазобедренном суставе левая нога и наоборот. У здоровых детей этого не происходит.

Таким образом, у здоровых детей менингеальные симптомы будут отрицательными. Они становятся положительными при менингитах и других заболеваниях, сопровождающимися повышенным внутричерепным давлением (нейротоксикоз с отеком и набуханием головного мозга, гидроцефалия, опухоль, кровоизлияния и т.д.).

Физиологические рефлексы в этих ситуациях становятся отрицательными или ослабевают.

Кожный подошвенный рефлекс Бабинского в патологических условиях также изменяется. При раздражении наружного края подошвы в направлении от пятки к пальцам возникает экстензия больного пальца к тылу стопы с веерообразным раскрытием и флексей остальных пальцев.

Сухожильные рефлексы усиливаются при поражении ЦНС (до клонуса) и ослабевают при поражении периферических нервных проводников.

Чувствительность определяется как тактильная, болевая и температурная. Важно иметь в виду, что прикосновение теплой рукой врача к коже, лицу ребенка, поглаживание по головы вызывает у здорового ребенка положительную реакцию. В патологических случаях может быть гиперестезия, гипостезия, анестезия.

Вегетативная нервная система характеризуется влажностью кожи, дерматографизмом, температурой, сальностью, пигментацией, наличием трофических расстройств, в том числе волос и ногтей.

Дерматографизм определяется по цвету (белый, розовый, красный), времени появления и стойкости.

Дополнительные лабороторно-инструментальные методы исследования при заболеваниях нервной системы:

- общий клинический анализ крови,

- спинномозговая пункция,

- УЗИ мозга (сцинтиграфия),

- рентгенография черепа, вентрикулография,

- томография,

- радиоизотопные исследования,

- ангиография сосудов мозга.

Количественные и качественные показатели ликвора у здоровых детей и ее изменение при менингитах:

- для исследования ликвора проводится спинномозговая пункция на уровне III-IV поясничных позвонков,

- в момент пункции определяют давление жидкости, ее цвет и прозрачность,

- применяют лабораторные методы исследования жидкости (биохимическое исследование, микроскопия окрашенного мазка, бактериологическое исследование).

У здоровых детей ликвор будет обладать следующими характеристиками:

- жидкость прозрачная, бесцветная,

- давление спинномозговой жидкости составляет 130-180 мм водного столба,

- содержание белка 0,16-0,33г/л,

- содержание сахара – 2,2-4,4 ммоль/л,

- цитоз от 2 до 6 клеток в мкл, за счет лимфоцитов.

И только у новорожденных детей ликвор слегка опалисцирует и содержит несколько большее количество белка за счет повышенной проницаемости сосудов.

Менингиты у детей подразделяются на серозные и гнойные.

Серозные менингиты по этиологии могут быть вирусные (энтеровирус, аденовирус, вирусы паротита, краснухи, кори и другие) и бактериальные (туберкулезный).

Гнойные менингиты всегда бактериальные (менингококк, стафилококк, другие кокки, условно-патогенная флора и другое).

Клиника менингитов представлена повышением температуры, интоксикацией, потерей сознания, судорогами, наличием менингеальных симптомов, ослаблением, исчезновением или извращением физиологических рефлексов.

Спинномозговая жидкость при менингитах любой этиологии вытекает под повышенным давлением. При гнойный менингитах она мутная белесоватого или серо-желтого цвета. При серозных менингитах жидкость внешне остается прозрачной и бесцветной. Биохимические и микроскопические изменения зависят от этиологии менингита.

Гидроцефалия

Разивается вследствие перенесенных воспалительных заболеваний (менингит, менингоцефалит, в том числе внутриутробный) или травм с кровоизлияниями в мозг и в желудочки мозга (в том числе родовых травм). В зависимости от того, в каком участке мозга скапливается мозговая жидкость, бывает нескольких видов:

- наружная гидроцефалия у детей (накопление жидкости происходит под оболочками головного мозга),

- внутренняя гидроцефалия у детей (накопление жидкости происходит в желудочках мозга),

- смешанная гидроцефалия у детей (накопление жидкости происходит и под оболочками и в желудочках).

Клинически гидроцефалия характеризуется различной степенью увеличения развмеров головы, расхождением черепных швов, увеличением родничков черепа, причем мягкие ткани над ними выбухают и пульсируют, характерны экзофтальм, симптом Грефе или «заходящего солнца», нистагм, косоглазие и другие нарушения черепно-мозговой иннервации, резкое отставание в психомоторном развитии и интеллектуальном развитии. На краниограммах изменения, обусловленные повышением внутричерепного давления. Могут быть компенсированные формы внутричепной гидроцефалии.

Лечение выраженных форм гидроцефалии – оперативное (вентрикуло-перитонеальное шунтирование).

Микроцефалия

Микроцефалия развивается вследствие врожденного или приобретенного в первые месяцы и годы жизни поражения мозга с приостановкой его роста и развития (хромосомные заболевания, менингоэнцефалит, травмы ЦНС, в том числе родовые). Клинические проявляется выраженной задержкой в интеллектуальном, нервно-психическом, психомоторном развитии, наличием парезов, малыми размерами окружности головы (по сравнению с возрастными нормативами), быстрым закрытием швов и родничков черепа.

При врожденной микроцефалии гистологическое исследование обнаруживает сохранение объема ростковой зоны на уровне 26 недельного плода (наибольший объем у плода), без признаков нарушения миграции нейронов в гетеротопии.

Краниостеноз

Является врожденным семейно-наследственным заболеванием с особым видом формирования черепа, характеризующееся преждевременным синостозом отдельных или всех черепных швов и родничков.

Преждевременное сращение гостей черепа возникает вследствие мутации определенных генов и передается ребенку от отца или матери по аутосомно-доминантному типу.

Основным проявлением краниостеноза является деформация головы (чаще в виде «башенного» черепа), нарушением структуры костей черепа, расстройством зрения, слуха, необычная форма головы, которая может быть такой от самого рождения или же может начать изменяться на протяжении первых месяцев жизни.

В отличие от микроцефалии нервно-психическое развитие ребенка в первые недели и месяцы после рождения не страдает, а различные степени отставания нервно-психического развития проявляются позже.

Очень характерны головные боли, ребенок перестает играть и становится раздражительным, возможна тошнота и рвота. Нарушается слух и зрение и другие функции мозга и черепно-мозговых нервов.

ОБНОВЛЕНИЯ

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Подписаться

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов.

Ваш источник новостей и знаний о здоровье.