Вопросы к экзамену по психиатрии.
Педиатрический факультет
- Предмет психиатрии, цели, задачи. Детская, подростковая психиатрия, другие важнейшие разделы.
- Этапы развития мировой и отечественной психиатрии.
- Социально-правовые вопросы в психиатрии. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
- Развитие психики в онтогенезе. Ретардация, акселерация и асинхронии развития и психопатология.
- Возрастные кризы. Причины нервно-психических заболеваний. Медико-генетические консультации.
- Предмет психологии, возрастной психологии, медицинской психологии. Психологические вопросы медицинской деонтологии.
- Психология и патология ощущений, психалгии.
- Расстройства восприятия (иллюзии, галлюцинации). Особенности у детей. Нозологическая принадлежность.
- Расстройство схемы тела, оптико-пространственные нарушения. Особенности у детей. Нозологическая принадлежность.
- Деперсонализация, классификация, нозологическая принадлежность.
- Развитие мышления в онтогенезе. Психология мышления.
- Ассоциативные расстройства (патология мышления по форме). Особенности у детей.
- Бредовые, сверхценные идеи, бредоподобные фантазии. Особенности у детей.
- Бредовые, галлюцинаторно-бредовые синдромы. Нозологическая принадлежность. Особенности у детей.
- Дефекты развития и патология речи, письма, чтения. Принципы лечения расстройств речи.
- Навязчивые состояния, особенности у детей.
- Психология воли. Двигательно-волевые нарушения. Купирование психомоторного возбуждения. Особенности у детей.
- Формы психомоторного возбуждения. Особенности у детей. Общественно опасное поведение. Неотложная помощь.
- Патология полового влечения. Сексуальные девиации у подростков.
- Патология пищевого влечения. Нервная анорексия, нервная булемия.
- Патология инстинкта самосохранения. Суицидальное поведение. Факторы риска. Особенности у детей и подростков.
- Психология и патология внимания. Возрастные особенности.
- Психология и психофизиология эмоций. Воспитание чувств.
- Симптомы расстройств настроения, классификация. Особенности у детей.
- Депрессивный синдром, классификация, нозологическая принадлежность. Особенности у детей.
- Психология и патология памяти. Возрастные особенности.
- Интеллект, способности, методы исследования. Приобретенное слабоумие, этиология. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и деменции.
- Умственная отсталость, этиология, патогенез, клиника. Дифференциация с микросоциально-педагогической запущенностью, деменцией.
- Лечение, медико-педагогическая коррекция умственной отсталости. Медико-педагогическая экспертиза.
- Понятие сознания. Синдромы полного и неполного выключения сознания. Особенности у детей. Нозологическая принадлежность. Неотложная помощь.
- Общие признаки помрачнения сознания. Синдромы помрачнения сознания. Особенности у детей. Нозологическая принадлежность. Неотложная помощь.
- Темперамент, характер, личность. Их формирование в онтогенезе.
- Расстройства личности, основные критерии диагностики. Роль неправильного воспитания. Акцентуация характера и личности. Гиперкинетические расстройства, расстройство поведения у детей и подростков.
- Клинические формы расстройств личности. Принципы лечения, социальная реабилитация. Экспертиза.
- Легкое когнитивное расстройство, органическое расстройство личности вследствие дисфункции, повреждения, болезни головного мозга (психоорганический синдром). Особенности у детей. Нозологическая принадлежность.
- Соматоморфные расстройства, их синдромальная характеристика. Условия возникновения, факторы риска. Роль возраста.
- Острая реакция на стресс. Постравматическое стрессовое расстройство.
- Истерическое (диссоциативные, конверсионные) реактивные состояния. Лечение.
- Расстройство приспособительных реакций. Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации. Индуцированное помешательство. Особенности у детей. Лечение.
- Расстройства адаптации с преобладанием нарушений поведения. Факторы риска. Роль возраста, пола.
- Гиперкинетические расстройства, нарушение активности внимания, проявления, нозологическая принадлежность.
- Невротические расстройства, общие признаки, проявления. Течение. Понятие невротических реакций, невротического развития. Понятия неврозоподобных состояний.
- Неврастения, стадия развития. Особенности у детей. Лечение. Значение психотерапии.
- Тревожно-фобическое расстройство, обессивно-компульсивное расстройство. Особенности у детей. Лечение. Значение психотерапии.
- Диссоциативное (конверсионное) реактивные расстройства: диссоциативная амнезия, фуга, ступор, трансы и состояния овладения. Синдром Ганзера, псевдодеменция, одичание, пуэрилизм. Особенности у детей. Лечение. Значение психотерапии.
- Основные принципы лечения невротических расстройств. Значение психотерапии.
- Понятие психосоматической медицины. Органические и функциональные психосоматические заболевания. Особенности у детей. Принципы терапии, врачебная тактика.
- Реакция личности на болезнь. Врачебная тактика, лечение.
- Шизофрения. Распространенность. Этиология, патогенез, психосоциальная модель шизофрении.
- Симптоматология шизофрении (общие для всех форм болезни расстройства).
- Синдромальные формы шизофрении. Особенности у детей.
- Непрерывная шизофрения, шизотипическое расстройство. Клиника, лечение. Особенности у детей и подростков.
- Шизофрения эпизодическая с нарастающим или со стабильным дефектом. Клиника, лечение. Особенности у детей.
- Шизоаффективные расстройства, клиника, лечение, профилактика.
- Основные принципы лечения, социальной реабилитации больных шизофренией. Особенности у детей
- Поддерживающая терапия в психиатрии. Ее задачи, методы.
- Аффективные нарушения по МКБ-10. Особенности у детей и подростков. Лечение. Профилактика фаз.
- Психические расстройства при соматических, инфекционных и неинфекционных заболеваниях. Условия возникновения, факторы риска. Этапы развития. Особенности у детей. Принципы лечения на разных этапах. Значение психотерапии.
- Нервно-психические расстройства при энцефалитах и менингитах, СПИДе. Особенности у детей. Лечение.
- Систематика черепно-мозговых травм. Клиника начального и острого периодов. Возрастные особенности. Лечение. Профилактика детского травматизма.
- Отдаленные последствия черепно-мозговых травм. Последствия родовой травмы. Лечение.
- Эпилепсия. Этиология, патогенез, систематика. Пароксизмальные проявления. Лихорадочная эпилепсия у детей. Судорожные реакции в раннем детском возрасте.
- Изменение личности и интеллекта при эпилепсии. Типы течения эпилепсии.
- Лечение эпилепсии. Социальная реабилитация.
- Эпилептический статус. Профилактика. Лечение.
- Болезни зависимости. Понятие психоактивных веществ, болезней зависимости. Медицинский, социальный и юридический критерий отграничения наркоманий и токсикоманий.
- Особенности наркологической ситуации в стране и в мире в современных период. Вопросы профилактики болезней зависимости.
- Понятие наркотизма, аддиктивного поведения. Факторы, способствующие формированию наркоманий и токсикоманий.
- Стадии развития наркоманий и токсикоманий. Принципы лечения. Значение психотерапии. Социальных условий.
- Проблема алкоголизма на современном этапе. Понятие раннего алкоголизма. Факторы, способствующие формированию синдрома зависимости от алкоголя, его благоприятному или неблагоприятному течению.
- Синдром зависимости от алкоголя, стадии.
- Лечение зависимости от алкоголя. Опосредованная психотерапия.
- Синдром отмены алкоголя, психические расстройства. Клиника. Лечение. Неотложная помощь.
- Острая алкогольная интоксикация. Клиника. Диагностика. Неотложная помощь. Дифференцирование с опьянением, вызванным употреблением других психоактивных веществ.
- Патологические алкогольное опьянение. Клиника. Судебно-психиатрическая экспертиза.
- Судебно-психиатрическая экспертиза при психических заболеваниях. Понятие невменяемости и недееспособности.
- Военно-врачебная экспертиза при психических заболеваниях.
- Медико-психолого-педагогическая, трудовая экспертиза при психических заболеваниях.
- Психотропные средства, основные группы.
- Нейролептические средства. Показания к применению. Осложнения.
- Малые транквилизаторы. Показания к применению. Побочные эффекты и осложнения.
- Антидепрессанты, нормотимики. Показания к применению. Осложнения.
- Психостимуляторы, ноотропы. Показания к применению. Осложнения.
- Организация психиатрической, наркологической помощи.
ВОПРОСЫ ПО ПСИХОТЕРАПИИ
- Понятие психотерапии. Организация психотерапевтической службы.
- Классификация методов психотерапии.
- Основные модели психотерапии.
- Суггестивное направление в психотерапии.
- Психодинамическое направление в психотерапии.
- Поведенческое направление в психотерапии.
- Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.
- Виды внушений, клинические показания.
- Варианты гипнотерапии, клинические показания.
- Аутогенная тренировка, варианты, клинические показания.
- Рациональная, когнитивная психотерапия.
- Поведенческая психотерапия, виды, показания.
- Основные невротические конфликты.
- Психотравмирующие факторы, виды.
- Внутренняя картина болезни, виды.
- Механизмы психологической защиты.
- Механизмы совладания (копинг-поведение).
- Медицинские и психологические показания в психотерапии.
- Психоанализ, основные понятия, цели.
- Трансактыный анализ, основные понятия, цели.
- Гельштальт-терапия, основные понятия, цели.
- Групповая личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основные цели.
- Позитивная психотерапия, основные цели.
- Недирективная психотерапия, основные цели.
- Особенности психотерапии невротических расстройств.
- Особенности психотерапии психосоматических расстройств.
- Особенности психотерапии наркологических расстройств.
- Особенности психотерапии общесамотических расстройств.