ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
1. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.
Мельниченко – стр. 481
2. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Физическое развитие как показатель здоровья. Методы оценки.
Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие показатели здоровья.
Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают со-стояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уро-вень биологического развития – биологический возраст.
Физическое развитие ребенка в каждый период жизни – это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого био-логического развития и физическую дееспособность (работоспособность) дет-ского организма.
Термин «физическое развитие» отражает не моментальную характеристи-ку состояния (развития), а динамику процесса. С этих позиций физическое раз-витие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.
Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. При изучении физического развития наиболее часто используют только основные соматометрические показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, по-ловое созревание относятся к соматоскопическим показателям. Жизненная ем-кость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук – функциональные, физиометриче-ские, показатели.
Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год). Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенно-стей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Разни-ца между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет. Этот показатель у детей с замедленным темпом биологического развития может составлять 10- 20 %. Таких детей чаще всего выявляют перед поступлением в школу или во время обучения. Школьники с замедленным темпом биологиче-ского развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвле-каемость и неблагоприятный тип изменения работоспособности. В ходе учеб-ного процесса выявляется более выраженное напряжение зрительного, двига-тельного анализатора и сердечно-сосудистой системы. Отставание биологиче-ского возраста у детей сочетается со снижением показателей большинства ан-тропометрических признаков и более частыми отклонениями в опорно-двигательном аппарате, нервной и сердечно-сосудистой системах. Наиболее выраженные изменения работоспособности и состояния здоровья наблюдаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница 3 года и более). Ускоренный темп индивидуального развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. «Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Уско-ренное развитие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, био-логический возраст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страдающих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше пока-затели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклоне-ния. Наибольшая частота отклонений от биологического возраста выявляется среди подростков. Таким образом, индивидуальные изменения темпа роста и развития ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста хро-нологическому. Критерии биологического возраста: уровень оссификации ске-лета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых при-знаков, начало менструаций, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
Антропометрическое исследование
- Измерение длины тела
- Определение массы тела детей
- Измерение окружностей
СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Распределение подкожного жирового слоя
- Грудная клетка
- Позвоночник
- Мышечная система
- Оценка полового развития
ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
- Измерение мышечной силы рук
- Становая динамометрия
3. Акцелерация как социально-гигиеническая проблема. Медико-социальная характеристика современных подростков.
Мельниченко – стр. 489.
4. Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских дошкольных учреждений. Гигиенические требования к игрушкам.
Основной принцип работы медицинского персонала ДО – профилактический. Первичная профилактика предусматривает предупреждение заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей путём обеспечения:
- санитарно-гигиенического режима;
- рациональной организации питания;
- физического, трудового и гигиенического воспитания детей. Медицинский персонал в тесном контакте с работниками службы Роспотребнадзора осуществляет постоянный контроль санитарно-гигиенических условий, основными объектами которых являются:
- наполняемость групп;
- обеспеченность всех помещений соответствующим маркированным оборудованием, соблюдение правил его хранения;
- соблюдение оптимального температурного режима и режима проветривания помещений;
- соблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения;
- соблюдение правил уборки всех помещений;
- соблюдение санитарного состояния и благоустройства земельного участка, в том числе, с целью использования его для активного отдыха и проведения спортивных занятий на открытом воздухе;
- выполнение гигиенических норм режима дня в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей.
Контроль за санитарно-гигиеническими условиями осуществляется в соответствии с санитарными правилами устройства и содержания детских учреждений.
Здания дошкольных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов. От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м.
Территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации.
При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючих кустарников.
Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.
На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны:
- игровая зона;
- хозяйственная зона.
Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений соответствующих групповых ячеек. Групповые площадки для детей ясельного возраста должны иметь травяное покрытие и покрытие утрамбованным грунтом вокруг песочниц; для детей дошкольного возраста, кроме травяного покрытия – площадку с утрамбованным грунтом.
Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учётом высокой активности детей в играх: турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес для защиты от солнца и осадков. Полы теневых навесов должны быть деревянными.
Оборудование участка (столы, скамьи, физкультурное оборудование и др.), а также полы теневых навесов должны быть в исправном состоянии и ежедневно протираться. Песочницы размещаются в местах, освещённых солнцем. Смена песка в песочных ящиках должна проводиться ежегодно весной, на ночь они должны закрываться крышкой. Перед игрой песок слегка увлажняется, периодически перелопачивается, загрязнённый песок заменяется свежим в целях профилактики заражения детей через песок яйцами гельминтов. В тёплое время года ежемесячно должен проводиться анализ песка на яйца глистов. Для игр на участке выделяют специальные игрушки, которые хранятся во встроенных шкафах, оборудованных при теневых навесах.
При наличии на участке плескательных бассейнов в конце дня проводится их уборка. Вода из бассейнов спускается, стены и дно промываются щётками (швабрами) под струёй воды из шланга.
Хозяйственная площадка должна быть изолирована от здания и участков групп, иметь твёрдое покрытие (асфальт или бетон), самостоятельный въезд с улицы и удобную связь с пищеблоком и постирочной. Мусоросборники, находящиеся на хозяйственной площадке, следует закрывать крышкой и очищать при заполнении 2/З их объёма. Для предотвращения скопления мух мусоросборники регулярно промываются с дезинфицирующими средствами один раз в 5-10 дней, площадки вокруг них убираются регулярно.
Здания дошкольных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к торцам жилых домов, встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к торцам жилых домов, высотой, как правило, не более 2-х этажей. В здании и на участке должен соблюдаться принцип максимальной изоляции отдельных, особенно ясельных, групп друг от друга и от административно-хозяйственных помещений.
Основной структурной единицей здания является групповая ячейка, включающая раздевальную (для приема детей и хранения верхней одежды), групповую (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальню, буфетную
5. Определение школьной зрелости и готовности детей к поступлению в школу.
Школьная зрелость.
В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.
Школьная зрелость - это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.
В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят
1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед
Критерии установления школьной зрелости :
1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)
2) Установление биологического возраста
3) Проверка развития речи (пересказ)
4) Проведение дозированной работы ( 2 мин)
5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека. С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий
1. Нарисовать человека.
Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал - 1, низший - 5. Дети, набравшие 3-5 баллов - зрелые
5-9 баллов - средне зрелые больше 10 - незрелые. Первых и вторых берут в школу.
Группы риска неготовности к школьному обучению :
1) Отставание биологического возраста от паспортного
2) Дети с функциональными расстройствами
а) близорукость
б) логоневрозы (заикание)
в) дистопия
г) хронические заболевания
В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
6. Основные гигиенические требования к режиму и организации учебно-воспитательного процесса в школе.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и
режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Гигиенические требования к максимальным величинам
образовательной нагрузки
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах |
|
|
|
|
|
При 6-дневной неделе |
При 5-дневной неделе |
|
|
|
1 |
– |
20 |
|
|
|
2-4 |
25 |
22 |
|
|
|
5 |
31 |
28 |
|
|
|
6 |
32 |
29 |
|
|
|
7 |
34 |
31 |
|
|
|
8-9 |
35 |
32 |
|
|
|
10-11 |
36 |
33 |
|
|
|
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
7. Гигиенические требования к школьному классу. Площадь, естественное и искусственное освещение, отопление.
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
В В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60; - между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет.
Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 800С.
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18 - 200С при их обычном остеклении и 19 - 210С - при ленточном остеклении;
- в учебных мастерских - 15 - 170С;
- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18 - 200С;
- в кабинетах информатики - оптимальная 19 - 210С, допустимая 18-220С;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий 15 - 170С; Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше + 50С и слабом ветре.
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40 - 60%.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка.
В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам). Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики – на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник – не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы.
Искусственное освещение
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300 лк, на классной доске – 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.
8. Гигиенические требования к школьным кабинетам (по химии, физике, биологии). Гигиенические требования к дисплейному классу.
Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации, вентиляция.
Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
9. Гигиенические требования к школьной мебели. Дифференция, дистанция сиденья, спинки и т.д.)
Для определения номера комплекта школьной мебели достаточно провести измерения: высота сиденья и высота заднего края крышки стола над полом.
Школьная мебель делится на группы с учетом: роста детей.
Столы и стулья в общеобразовательных учреждениях маркируются: цветными пятнами или полосами.
Дифференция – это расстояние от края стула до края стола по вертикали.
Гигиенические требования к школьной парте.
Парта должна соответствовать росту, возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку,
Результатами неправильно устроенной парты могут быть
Основные параметры парты и их нормы.
Основными параметрами нарты, которые должны удовлетворять установленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, являются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др..
1) Дистанция - это расстояние по горизонтали между задним
(ближним) краем стола парты и передним краем скамьи, на которой сидит
учащийся. Согласно установленным стандартам, это расстояние должно быть
отрицательным и составлять 4-5 см, то есть, край скамьи должен заходить за
край стола на 4-5 см.
При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед, что вызывает искривление позвоночника (кифоз), быструю утомляемость.
2) Дифференция - это расстояние по вертикали от заднего края стола
парты до сиденья. В норме должно быть равно расстоянию от локтя до ска
мьи при. опущенной и согнутой в локте руке (то есть ближний край стола
парты должен находиться на высоте локтя опушенной руки сидящего за пар
той ученика).
. Если дифференция больше нормы, то ученик должен поднимать правое плечо, что вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз), а также нарушение зрения из-за уменьшения расстояния от глаз до тетради, книги и тд. Если дифференция ниже нормы, то ученик вынужден наклоняться вперед, приобретая сутулость, кифоз.
3) Ширина скамьи должна составлять 2/3 - 3/4 длины бедра
4) Высота скамьи должна быть равна длине голени и стопы + 1 -2 см.
5) Наклон стола парты к учащемуся - 15°
10. Гигиена трудового воспитания и обучения. Требования к школьным мастерским, профилактика травматизма среди школьников.
В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков – не менее 1,0 м, двухместных – 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
11. Принципы активного оздоровления детей в школе. Виды физического воспитания школьников. Гигиенические требования к организации урока физической культуры (спортивный зал, инвентарь, режим урока).Профилактика спортивного травматизма.
Мельниченко – стр. 522.
Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х 24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.
Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 кв. м на одно место и 60 % от общего количества обучающихся учреждения.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели обучающихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 кв. м на одно место.
12. Профессиональная адаптация и врачебно-профессиональная консультация в школе. Основы законодательства по охране труда подростков.
Мельниченко – 520 стр.
13. Гигиенические требования к учебникам и письменным принадлежностям для детей.
Гигиенические требования к учебникам, детской литературе и наглядным пособиям имеют своей задачей обеспечить удобочитаемость книг и учебных пособий и охрану зрения учащихся. Поэтому совершенно необходимо, чтобы книги и пособия по своему внешнему оформлению отвечали гигиеническим нормативам. Мы подчёркиваем важность стандартизации учебников в отношении их технического оформления (формат, переплёт, шрифты, бумага, брошюровка, обложка, рисунки и т. д.) и безусловного улучшения бумаги, шрифта, рисунков, чертежей, таблиц для учебников.
Гигиена учебных пособий - это в основном гигиена зрения. Нарушение гигиенических требований к внешнему оформлению книг вызывает напряжение зрения, утомление глаз и может вести к стойким изменениям в строении и функциях органов зрения (близорукость ит. д.) и ухудшению качества учебной работы школьников. При чтении книг с мелкой, неразборчивой печатью учащиеся быстрее утомляются.
Основные гигиенические требования к книге и учебным пособиям сводятся к следующему:
а) внешнее оформление книги (пособия) должно обеспечивать полную ясность зрительного восприятия для нормального глаза;
б) величина букв и других знаков должна быть такой, чтобы основные детали их были видны под углом зрения в 1 градус;
в) размер букв и изображений должен учитывать расстояние, на котором читается книга (30-35 до 50 см) или рассматривается классное пособие, демонстрируется опыт (8-10 м);
г) буквы и изображения должны чётко вырисовываться на окружающем фоне, не требуя повышенной освещённости места занятий или приближения глаз к книге (пособию);
д) книга и пособие по своему оформлению должны быть красивыми, аккуратными и, в частности, побуждать детей к соблюдению гигиенических привычек при обращении с ними (брать книгу чистыми руками, не класть на загрязнённый стол и т. д.).
Сведения о гигиене книги и учебных пособий учителю следует использовать в учебно-воспитательной работе с учащимися, при демонстрации пособий, оформлении таблиц и пр.
Книга, полностью удовлетворяющая гигиеническим требованиям, не предостережёт детей от чтения её в неудобной позе или при недостаточном свете, если учитель не будет вести соответствующей воспитательной работы с учащимися. С другой стороны, надо воспитывать у детей бережное обращение с книгой, например, надо приучать детей не оставлять книг и пособий открытыми, особенно на солнце: от света бумага желтеет и уменьшается контрастность фона и бумаги. Запачканная книга не только представляет плохой пример в воспитательном отношении, но может быть причиной распространения инфекции.
Гигиенические требования к учебным и наглядным пособиям. Наглядное пособие не достигает своей основной цели, если оно плохо видно ученикам. Недопустимо, чтобы пособие вызывало напряжение зрения при разглядывании его.
Печатные и самодельные пособия отчётливо видны ученикам в том случае, когда они состоят из элементов, каждый из которых виден под углом 1 градус.
Пособие должно быть без напряжения видно с задних рядов (в классе - 8 м, в учебных лабораториях - 10 м). При простых формах шрифта высоту букв для классного пособия надо предусматривать не менее, чем в 3,5 см, а для каждого элемента изображений и других знаков - не менее 3,5 мм.
Надписи на картах и таблицах должны отстоять друг от друга не менее, чем на двойную высоту букв.
Географические и исторические карты и другие аналогичные пособия должны раскрашиваться прозрачной краской небольшой насыщенности.
Рисунки на наглядных пособиях следует делать достаточными по величине, вполне чёткими.
Основные требования к школьно-письменным принадлежностям. Высокое качество тетрадей, перьев, ручек, чернил, карандашей имеет весьма существенное значение как в педагогическом, так и в гигиеническом отношении.
Размер тетрадей принят следующий: 170 мм (ширина) на 210 мм (высота). Принятая разлиновка тетрадей имеет своей задачей облегчить детям овладение правильными начертаниями букв и направлением строки. Линии делаются чёткими, голубого цвета, не слишком яркими, раздражающими глаза, и не бледными, обусловливающими напряжение зрения.
Расстояние между линиями обеспечивает соответствующую высоту букв в тетрадях: в первом классе 8 мм, во втором классе 5 мм и 4 мм.
В третьем классе, чаще всего со второй половины его, дети переходят к письму по одной линейке с расстоянием (интервалом) между строками в 10 мм, а в пятом и последующих классах 8 мм.
Наклонные линии(под углом в 65° к горизонтали) помогают ученику выработать навык слегка наклонного почерка, наиболее удобного для связного и беглого письма.
Поля в тетрадях выделяются шириной в 2,5-3,0 см. Они создают возможность отдыха для глаз при письме и чтении и удобны для внесения и исправления записей учителя. Длина строки тетради делается 14 см, не считая полей. Более длинная строка потребовала бы излишней работы глазных мышц для приспособления глаза к рассматриванию изображений, находящихся в разных местах длинной строки.
Карандаши надо советовать детям покупать средней твёрдости (№ 2, В и НВ). Стержень карандаша изготовляется из измельчённого графита и должен быть насыщенного чёрного цвета. Твёрдые карандаши требуют значительных усилий при письме, дают бледные, мало различаемые знаки и потому (с точки зрения гигиены) не могут быть рекомендованы для школьного употребления.
Использование пеналов (для хранения и переноски ручек, перьев, карандашей) приучает детей к аккуратности, чистоте и порядку.
Резинки. У учащихся иногда появляется манера смачивать слюной резинку и графит карандаша; учитель должен бороться с этой антигигиенической привычкой.
Классные мелки всего удобнее величиной 85 и 15 мм, белого цвета, средней твёрдости. Они дают сочную контрастную черту. Полезно перед употреблением обёртывать бумагой. Использование в школах цветного мела допускается в тех случаях, когда это является важным в педагогическом отношении: для выделения частей слова или буквы на уроках грамматики, при черчении диаграмм, при нанесении кривых, в стереометрии и т. п.
Чтобы избежать отравления учащихся ядовитой пылью, школам и промышленным предприятиям категорически запрещается употреблять при изготовлении цветного мела ртутные, мышьяковистые и другие ядовитые краски: парижскую зелень и пр.
При использовании в школе комового мела учащимся бывает неудобно писать крупными кусками его; в этом случае записи на доске получаются обычно мало разборчивые, «слепые», что в свою очередь ведёт к напряжению зрения и ошибкам в восприятии учебного материала. Необходимо, чтобы технические служащие школы приносили комовой мел в класс в подготовленном для занятий виде, в форме отточенных палочек.
При отборе проб на короткую изогнутую трубку широкой части поглотителя надевают резиновую трубку (шланг) и конец этого шланга присоединяют к аспиратору. Таким образом, исследуемый воздух, проходя через длинный отрезок трубки, попадает в поглотительный раствор, улавливающие искомое вещество, и выходит через аспиратор.
Для улавливания веществ, находящихся в воздухе в виде пыли и аэрозолей дезинтеграции или конденсации, используются металлические или пластмассовые патроны (рисунок 6), в которые закладываются фильтры АФА или беззольные бумажные.
Фильтры АФА изготавливаются в виде дисков с спрессованными краями, вложенных в защитные кольца. Рабочая площадь фильтров 10 и 20 см2, они обладают высокой фильтрующей активностью и малым аэродинамическим сопротивлением, что позволяет аспирировать воздух с большой скоростью, сокращая этим время отбора проб. Фильтры АФА-ВП гидрофобные, т.е. водоотталкивающие, и при весовом анализе не требуется их высушивать. Для химического анализа применяют следующие фильтры: АФА-ХП, АФА-ХМ, АФА-ХС. Фильтры АФА-У способны задерживать не только аэрозоли, но и газы.
14. Устройство, содержание и режим детского оздоровительного лагеря. Гигиенические аспекты медицинского обслуживания детей. Оценка эффективности оздоровления детей в летних лагерях.
Детские оздоровительные лагеря могут быть сезонными, а также с круглогодичным использованием зданий. Детские оздоровительные лагеря с круглогодичным использованием зданий должны проектироваться с учетом их функционирования во внеканикулярное время для отдыха семей с детьми при условии соблюдения соответствующих требований действующих норм и положений.
1.4. Руководству организаций, на балансе которых находятся действующие детские оздоровительные лагеря, необходимо выполнять требования планов-заданий санитарно-эпидемиологической службы, направленных на улучшение материально-технической базы лагеря.
1.5. Детские оздоровительные лагеря подразделяются на два типа:
1 - отдельный лагерь вместимостью не более 330 детей;
2 - групповой лагерь вместимостью не более 690 детей.
1.6. Детские оздоровительные лагеря комплектуются поотрядно или по группам с учетом возраста детей:
6 - 9-летние дети (не более 25 человек);
10 - 14-летние дети (не более 30 человек).
Работа по физическому воспитанию должна проводиться в соответствии с "Организационно-методическими указаниями по физическому воспитанию в пионерских лагерях", утвержденными по согласованию с ВЦСПС, Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 19 мая 1982 г.
10.2. Мероприятия по физическому воспитанию должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.
10.3. Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- закаливание: воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание;
- занятия физкультурой в отрядах и звеньях, кружках, командах, секциях, группах подготовки по комплексу ГТО, обучение плаванию;
- общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;
- спортивные соревнования и праздники;
- занятия на тренажерах.
10.4. Распределение на медицинские группы для занятий физкультурой проводятся врачом. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений.
С детьми подготовительной медицинской группы должны проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и индивидуальной переносимости. Они допускаются к занятиям в одном из спортивных кружков или секций без участия в соревнованиях и без сдачи нормативов ГТО. Разрешается участие в однодневных туристских походах.
10.5. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 - 15 минут на открытом воздухе, в дождливую погоду - в хорошо проветриваемых помещениях. Форма одежды: трусы, майка - у девочек, трусы - у мальчиков; в холодную погоду - тренировочные костюмы.
При соответствующих погодных условиях следует рекомендовать детям заниматься зарядкой босиком.
Разрешается проведение утренней гимнастики не всем составом лагеря, а небольшими группами - отрядом, объединяющим детей одной возрастной группы.
«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов.
Ваш источник новостей и знаний о здоровье.