Включает не только физические упражнения, но и массаж, закаливание, солнечные процедуры, физические игры.
Это направлено на то, что вырастить всесторонне развитую личность.
Упражняемость – повторяемость действий, которые положительно оказывали свое влияние на мышечную систему и самочувствие человека. Это дало начало физическому воспитанию. В последующее время люди начали повторять эти движения, так родился термин «физическое упражнение».
1) Развитие основных физических качеств: сил, ловкости, быстроты, выносливости, координации движений
2) Совершенствование терморегуляции
3) Нормализация всех органов и систем
4) Повышение неспецифической устойчивости организма
5) Повышение тонуса коры БП
6) Создание положительных эмоций
В основе физического воспитания лежит движение. Движение признак жизни, без которого существование человека невозможно. Кинезофилия - потребность в движении, присуще человеку. Движение нужно оценивать количественно: среднесуточную двигательную активность и выражается она в числе шагов – локомоции, подсчитывают и смотрят сколько они занимают времени за день, с помощью шагомера. У каждого человека она своя и зависит эта величина от возраста, пола, сост. здоровья, типа ВНД, режима и многих др. факторов – и она считается привычной.
Возрастные особенности кинезофилии – мальчики и девочки 8-10 лет делают одинаково кол-во шагов а дальше в старшем возрасте мальчики делают их больше ( присоединяются социальный фактор – мальчики футбол, спорт итд)
Двигательная активность оказывает оздоровительный эффект только в оптимальных величинах, в нормах ( представленных в таблицах), это как бы ориентир. Существует связь между умственным и физическим воспитанием, один оказывает положительное действие на другое.
Дошкольные учреждения детям до года назначается массаж и гимнастика. Эти процежуры проводятся старшей мед сестрой индивидуально, назначает педиатр 1 раз в месяц. Педиатр должен смотреть за регулярности и полноценностью, так же за их противопоказаниями.
1-2 года – развивается ходьба. Занятия в группах
2-3 года – гимнастика, и физкультурные занятия. Игровые ситуации и имитационные движения.
3-7 лет – гимнастика, подвижные игры, музыкальные паузы. Общая продолжительность 50% времени бодрствования детей.
Как оцениваются занятия в дошкольных учреждениях: Количественная сторона оценивается с помощью хронометража ( секундомер) и делаются заключения. Школьный возраст более благоприятный для развития двигательной активности и различных навыков. Внеклассная спортивно-массовая работа, самостоятельные спортивные упражнения дома, в детско-юношеских школах. Педиатры все контролируют.
У детей 6-7 лет двигательная активность снижается на 50% так как дети сидят и учат.
7-10 – появляются увлечения частные, определенный вид спорта (плаванье, бег)
У девушек меньше объем двигательных движений, мало развит пояс верхних конечностей, хорошо развит тазовый пояс. Снижается смелость, оказывает трудность в физическом воспитании.
Сенситивные периоды – это период повышенной восприимчивости к физическим повреждениям. Если сенситивный период пропущены последствия могут быть необратимы, если в определенный период не развить гибкость он уже не сможет владеть данными навыками потом
Урок в школе должен состоять из 4 частей:
- Вводная – 5-7 минут. Организация коллектива и подготовка к послед. Занятию. Выстраивание. Построение, ходьба перекличка.
- Подготовительная 12-15. Общая физ. Подготовка. Вовлекается основная мускулатура.
- Основная часть – тема урока. Прыжки в высоту, в длину.
- Заключительная часть- подводят итоги
С помощью секундомера выделяют рациональное время – ученики выполняют упражнения, слушают учителя и смотрят за выполнениями упражнений товарищей. Рациональное использованное время к общему времени называется плотностью урока (считается достаточной при загруженности не менее 60% )
Физиологическая кривая – графическое изображение ССС и дыхательной системы на различные временные рамки урока.
1 – вводная часть ( 5-7 минут).
2- Подготовительная 12-15 минут.
3- Основная часть.
4- Заключительная часть
Функциональные пробы – проводят как при однократном исследовании так и при динамическом наблюдении за детьми. Исследуют и дыхательную системы и ССС.
Проба Левий-Гариневской для детей дошкольников, дети 30 подскоков за 15 секунд. Реакция бывает 3 типов в зависимости от функциональном состоянии организма.
1 тип – обычный, хорошо все. Быстро восстанавливаются.
2 тип- незначительные отклонения, пульс и дыхания учащаются больше чем в норме
3 тип – значительные отклонения, одышка, самочувствие ухудшилось, восстановление происходит дольше по времени.
Положительные результаты будут только при правильной организации физического воспитания. Самое главное подбор оптимального двигательного режима, относится как к детям, так и ко взрослым. Бывают отклонения и они все будут нежелательны, или по незнанию или по желанию людей.
Причины:
1- учебная перегрузка, без подкрепления говорить об этом нельзя, нужно дать понять. Синдром педагогического насилия в российской школе ( статья), 3 формы насилия. 1 – учебная перегрузка ; 2 – административное психологическое насилие;
Гипокинезия имеется у 75% женщин и 50% мужчин.
Косвенные причины: длительная госпитализация, гипс, инфаркт , инсульт, психические расстройства, ступор, положение невесомости.
Если низкий уровень то надо повысить двигательную активность. Завести собаку даже можно.
Гиперкинезия – встречаемся чаще всего в детском возрасте, при ранней спортивной специализации. Три стадии: тревога, резистентность, истощение (срыв адаптации).
Патологическая физиологическая кривая, когда урок поставлен не правильно, и начинается не с вводной части, т.е разминки а сразу же со сдачи нормативов.
Часто придется иметь дело с преждевременным допуском детей реконвалесцентов с хроническими заболеваниями.
«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов.
Ваш источник новостей и знаний о здоровье.