ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Подписаться

Анатомо-физиологические особенности нервной системы в детском возрасте.

Нервная система начинает формироваться с конца 2-ой недели эмбриогенеза из медуллярной пластинки, переходящей в нервную трубку. Общая длина эмбриона составляет о это время всего 2 мм.

Клетки нервной трубки делятся на 2 группы - нейробласты (из них развиваются нервные клетки) и спонгиобласты (из них развивается глия и эпендима).

Из орального отдела нервной трубки формируются структуры головного мозга, а из каудального отдела - спинной мозг.

К 3-м месяцам у плода уже намечены основные части центральной нервной системы, а к 5-ти месяцам становятся рельефными борозды больших полушарий головного мозга.

Наибольшая интенсивность деления нервных клеток происходит о период с 10-ой по 18-ю недели внутриутробного развития. Это ««критический период» формирования ЦНС и тератогенные воздействия о этот период наносят наибольший повреждающий эффект (вирусы, токсины, медикаменты). Развитие глии начинается позже и продолжается до 2-х летнего возраста ребенка.

Темпы роста различных отделов головного мозга плода не одинаковы. Уже на 2-3-ом месяцах внутриутробного развития интенсивно формируется серое вещество головного мозга. Интенсивный рост мозжечка приходится на 4-5-ый месяцы.

Но в постнатальном периоде жизни ребенка развитие мозжечка (его морфологическое и функциональное созревание) завершается к 2-м годам, т.е раньше, чем созревание и дифференцировка серого вещества и других структур больших полушарий ЦНС.

Рост и дифференцировка ядер гипоталамуса начинается на 4-5-м месяцах внутриутробного развития, но завершается только в пубертатном периоде развития подростка.

Развитие коры головного мозга наиболее интенсивно протекает в последние месяцы внутриутробного периода. К 4-м месяцам устанавливается нормальное соотношение между белым и серым веществом, к 6-ти месяцам достигают полного развития борозды и извилины головного мозга.

К моменту рождения крупные борозды и извилины мозга развиты хорошо, но мелкие борозды появляются в первые годы после рождения. Лобная доля относительно меньше, а боковые желудочки и затылочная доля относительно больше, чем у взрослого.

Дальнейший рост и дифференцировка мозга и его структур продолжаются о постнатальмом онтогенезе и завершаются к 7-8 годам (начало обучения о школе). Но клеточные структуры больших полушарий мозга полного развития достигают к 10-12 годам Масса мозга к моменту рождения доношенного новорожденного ребенка составляет 350-360 г (10% или 1/8 от массы тела по сравнению с 2-2,5% или 1/40 у взрослого человека).

Масса мозга в 6 месяцев составляет 600 г. к году - 900 г, в 2 года - 1100 г, к 9-10 годам - 1300 г. к 18 годам 1400 г, что и составляет 2-2 5% или 1/40 массы тела.

Но в относительно большом мозге новорожденного слабо развиты кора, нервные центры и в целом нервные клетки, отсутствуют дендриты в аксонах нервных клеток, не миелинизированы нервные проводники.

Исследованиями ДНК в ткани головного мозга установлено, что к моменту рождения доношенного ребенка сформированы лишь 25% нервных клеток по сравнению с их количеством у взрослого человека (14 млрд. - 100%), к 6*ти месяцам их число достигает 66%, к году 90-95%.

Миелинизация продолговатого и спинного мозга начинается на 4-м месяце внутриутробного развития и к рождению заканчивается.

Черепно-мозговые нервы миелинизируются после рождения о период с 9 месяцев до 1года 4 месяцев, периферические нервы к 2-3-м годам, пирамидные пути о 3-5 лет.

Длина спинного мозга увеличивается медленнее, чем длина позвоночника. Поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается вверх

Мозговая жидкость (ликвор) начинает продуцироваться с 2-х месяцев внутриутробного развития, но пути ее оттока (отверстия Люшкс и Можанди) формируются лишь в 5 месяцев. Поэтому у плода в этот период развития имеет место относительная «физиологическая гидроцефалия», которая может стать патологической, если эти пути не сформируются (порок развития) или закроются (внутриутробный менингит).

 

Регуляция мышечного тонуса и двигательных функции о процессе пре- и постнатального орогенеза

Мышечный тонус и мышечные сокращения у плода о первые 11-12 недель обеспечиваются за счет формирующихся рефлекторных дуг спинного мозга (спиномозговой уровень регуляции по Н.А.Бернштейну). Затем регулирующую роль принимает на себя красное ядро (руброспинальный уровень регуляции), а во второй половине внутриутробного развития образуются подкорковые структуры двигательного анализатора и экстрапирамидная система (таламопаллидарный уровень регуляции).

Таким образом обеспечивается весь двигательный арсенал плода и новорожденного рудиментарные рефлексы, позотонические рефлексы, хаотические спонтанные движения.

Однако о процессе эволюции человека филогенетически более древние структуры ствола мозга (красное ядро, рубро-спинальный тракт, вестибуло-спинальный тракт, четверохолмие) утрачивают определяющее значение в развитии двигательных и поведенческих реакций. В связи с этим процесс становления статических и моторных функций, двигательных навыков и умений у человека в постнатальном периоде жизни более длительный, чем у животных.

Динамика развития моторных функций и, тем более, психоэмоцильное и интеллектуальное развитее человек в постнатальном онтогенезе определяются зрелостью коры головного мозга, дифференцированностью ее центров, степенью миелинизированности нисходящих пирамидных путей и нервных проводников.

На 1-2 годах после рождения динамика моторного развития ребенка (хватание, переворачивание, ползание, ходьба, бег, прыжки и т.д.) находятся под контролем полосатого тела, функционально связанного с корой головного мозга (пирамидный уровень регуляции).

Высший уровень регуляции двигательных навыков и умений – контикальный или «уровень предметного действия», появляется в 10-12 месяцев (клещевидное или пальцевое хватание) и в дальнейшем совершенствуется всю жизнь (письмо, рисование, вязание, игра на музыкальных инструментах, хирургическая и другая мануальная техника и др.).

Большое значение для развития двигательных навыков имеет тренировка, повторяемость действий, физическое воспитание, двигательная активность ребенка.

Известно «правило скелетных мышц» И.А. Аршавского: скорость роста определяется степенью физической нагрузки на органы движения (днем дети растут в движении). Тогда как выброс гипофизарного гормона роста возрастает в ночные часы (ночью дети растут во сне).

Для детей характерно ранее развитие анализаторов. К моменту рождения сформированы рецепторы вестибулярного аппарата, тактильная, болевая, температурная чувствительность, обонятельные, вкусовые и зрительные рецепторы.

ОБНОВЛЕНИЯ

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Подписаться

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов. Ваш источник новостей и знаний о здоровье.