ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Подписаться

Что религия делает с твоим мозгом?

23 июля 2018 - 14:59:41

Независимо от того существует ли высшая сила, последствия воздействия религии на мозг могут быть точно измерены нейрофизиологами. В последнем исследовании были оценены некоторые из этих эффектов.

церковь

Являешься ли ты верным атеистом, сдержанным агностиком или набожным верующим, все равно религия влияет на твой мозг.

Религиозные убеждения могут увеличить нашу продолжительность жизни и помогают  лучше справляться с болезнью. Исследования в области «нейротеологии» могут изменить ваше отношение к духовности.

Например, некоторые ученые полагают, что религиозный опыт активирует те же мозговые цепи, что секс и наркотики.

Другие исследования предположили, что повреждение определенного региона мозга может заставить вас чувствовать присутствие, как будто кто-то в комнате, когда там никого нет. Такие выводы имеют интригующие последствия так как могут быть иметь противоположные воздействия на здоровье.

Различные религии имеют разные эффекты

Доктор Эндрю Ньюберг, который является профессором нейронауки и директором Института интегративного здоровья Института Маркуса в Университете Томаса Джефферсона и больнице в Вилланова, штат Пенсильвания, объясняет, что различные религиозные практики оказывают различное влияние на мозг.

А именно, разные религии активируют разные области мозга.

Исследователь, который буквально «написал книгу» по нейротеологии, опирается на многочисленные исследования, чтобы показать, как медитирующие буддисты, так и молящиеся католические монахини, например, увеличили активность в лобных долях мозга.

spect images

Фронтальная часть мозга (показана здесь красным цветом) более активна во время медитации. Изображение: д-р Эндрю Ньюберг.

Эти области связаны с повышенным фокусом и вниманием, навыками планирования, умением проектировать свою деятельность и способностью формировать сложные доказательства.

Кроме того, как молитва, так и медитация коррелируют со сниженной активностью в теменных долях, которые отвечают за обработку временной и пространственной ориентации.

Монахини, однако, которые молятся, используя слова, а не полагаясь на методы визуализации, используемые в медитации, проявляют повышенную активность в областях обработки языка субпариетальных долях.

Но другие религиозные практики могут оказывать обратное воздействие на одни и те же области мозга. Например, одно из последних исследований, соавторство д-ра Ньюберга, показывает, что интенсивная исламская молитва - «которая в качестве своей самой фундаментальной концепции - посвящать себя Богу», уменьшает активность в префронтальной коре и связанные с ней лобные доли, а также снижает активность в теменных долях.

Префронтальная кора как правило, считается вовлеченной в исполнительный контроль или преднамеренное поведение, а также принятие решений. Таким образом, полагают исследователи, было бы разумно, что практика, которая сосредотачивается на отказе от контроля, приведет к снижению активности в этой области мозга.

Религия похожа на «секс, наркотики и рок-н-ролл»

Исследователи во главе с доктором Джеффом Андерсоном, доктором философии, из Медицинской школы Университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити - исследовал мозг 19 молодых мормонов с помощью функционального МРТ-сканера.

Когда участников просили «почувствовать духовное начало», то те, кто сообщал о самых сильных духовных ощущениях, проявляли повышенную активность в билатеральном ядре, а также в лобных долях и вентромедиальных префронтальных кортикальных локусах.

spect images

Религиозные участники проявили повышенную активность в ядре мозга. Изображение: д-р Джефф Андерсон.


Эти области удовольствия и вознаграждения в мозгу, также активны, когда мы занимаемся сексом, слушаем музыку, играем и принимаем наркотики. Участники также сообщили о чувстве мира и физической теплоты.

«Когда нашим участникам было поручено подумать о спасителе, о том, чтобы быть со своими семьями на вечность, о своих небесных наградах, их мозг и тела физически отреагировали», - говорит первый автор исследования Майкл Фергюсон.

Эти результаты отражают более ранние исследования, в которых установлено, что вовлечение в духовную практику повышает уровень эндорфинов и серотонина, который является «нейротрансмиттером» счастья.

Эндорфины являются молекулами, вызывающими эйфорию, название которых происходит от фразы «эндогенный морфин». Такие нейрофизиологические эффекты религии, по-видимому, придают изречению «Религия - это опиум для народа» - новый уровень смысла.

Духовные практики влияют на наше тело

Некоторые недавние достижения в методах нейровизуализации позволяют нам понять, как наши мозг «создает» духовный или мистический опыт. Что вызывает ощущение, что кто-то еще присутствует в комнате, или что мы вышли за пределы нашего тела и в другое измерение?

«В последние несколько лет, - говорит д-р Андерсон, - технологии обработки изображений мозга вышли на такой уровень, что позволяют нам решать вопросы, которые существуют на протяжении тысячелетий».

Профессор Джеймс Джордано из Медицинского центра Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, рассказывает что мы можем даже понять, когда человек попадает в "состояние экстаза", и определять конкретные области мозга, которые участвуют в этом процессе.

«Когда активность в сетях верхней теменной коры (которая является областью в верхней части теменной доли) или нашей префронтальной коре увеличивается или уменьшается, наши границы тела меняются», - объясняет профессор Джордано в интервью для журнала «Medium».

Исследование ветеранов Вьетнама показывает, что те, кто был ранен в дорсолатеральную префронтальную кору головного мозга, чаще сообщали о мистических переживаниях.

«Эти части мозга контролируют наше чувство собственного самосознания по отношению к другим объектам в мире, а также к нашей телесной целостности, поэтому ощущения и восприятия «вне тела» и «расширенного я» ощущаются многими людьми, у которых были мистические переживания», - рассказывает профессор Джеймс Джордано.

Можем ли мы «создать» Бога по желанию?

Учитывая, что можно точно проследить неврологические корни религиозного опыта с помощью новейших нейрофизиологических технологий, означает ли это, что мы могли бы,в принципе, «создать» эти ощущения по требованию?

spect images

Снижение активности в теменных долях во время медитации показано здесь желтым цветом. Изображение: д-р Эндрю Ньюберг.

 

Это не просто теоретический вопрос, потому что в 1990-х годах д-р Майкл Персингер, директор отдела нейробиологии Лаврентийского университета в Онтарио, Канада, разработал то, что стало известно как «Шлем Бога».

Это устройство, способное имитировать религиозные переживания, стимулируя темпопариальные доли человека, используя магнитные поля.

В экспериментах доктора Персингера около 20 религиозных людей, составляющих всего 1 процент участников, сообщали о присутствии Бога или наблюдении за ним в комнате при ношении устройства. Тем не менее, 80 процентов участников почувствовали какое-то присутствие, которое они неохотно называли «Богом».

«Если оборудование и эксперимент воспроизводили Божественное присутствие, тогда могут быть оспорены экстраперсональные, недостижимые и независимые характеристики определения «Бога», - объясняет доктор Персингер.

У  доктора Ньюберга спросили, что он думал о таких попытках вызвать религиозный опыт.

«Мы должны быть осторожны в том, насколько реальны такие переживания», - предупредил он.

Тем не менее, люди исторически искали способы вызвать религиозные переживания по-разному, от медитации и молитвы до веществ, которые могут вызывать психоделические переживания, которые «воспринимаются как духовные и реальные, как более «естественные» переживания.

«Итак, будь то психоделики или шлем Бога, «поскольку мы разрабатываем более подробное понимание этих методов и их эффектов, мы можем лучше понять, как улучшить их эффекты», - сказал нам доктор Ньюберг.

Будущее нейтротеологии и религии

В то же время, неврологи продолжать упорно работать для того, чтобы понять, что происходит в мозге религиозного человека.

«Несмотря на то, что поле [нейротеологии] выросло, мы действительно только царапаем поверхность», - сказал д-р Ньюберг.

Направления будущих исследований:

1) исследовать, как религия и духовность влияют на физическое и психическое здоровье с точки зрения убеждений и практики,

2) разработка терапевтических подходов помощи людям с различными расстройствами, включая неврологические и психические состояния,

3) неврология, также предоставит нам очень необходимые ответы на «вековые гносеологические вопросы о природе реальности», о сознании и духовности.

«Я бы сказал, что пока наш мозг не претерпит фундаментальные изменения, религия и духовность будут с нами долгое время», - говорит доктор Ньюберг.

Источник.

Похожие статьи:
Самые популярные статьи:
Комментарии

    Пока нет комментариев

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Подписаться

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов. Ваш источник новостей и знаний о здоровье.