Вопросы для педиатрического факультета

Экзаменационные вопросы по гигиене

для студентов III курса педиатрического факультета

на 2014-2015 учебный год

 

ОБЩАЯ ГИГИЕНА

 

  1. Медицина и гигиена. Атрибутивные признаки медицины и гигиены, общность и различия.
  2. Современная дифференциация гигиены, её связь с другими науками.
  3. Краткий очерк истории развития гигиены. Гигиена и санитария.
  4. Развитие гигиены в России. Роль Ф.Ф. Эрисмана и А.П. Доброславина в становлении гигиены детей и подростков как науки.
  5. Деонтологические особенности деятельности врача-профилактика и врача-клинициста. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Понятие о факторе риска.
  6. Определение гигиены как науки. Основные методы гигиенических исследований.
  7. Основные проблемы современной гигиены.
  8. Значение гигиенических знаний в практике лечащего врача. Санитарно-гигиенические аспекты в работе врача-педиатра детских учреждений.
  9. Методология изучения здоровья взрослого и детского населения.

10.  Структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

11.  Гигиеническая оценка солнечного излучения и его отдельных составляющих. Инфракрасное излучение. Особенности теплового удара у детей.

12.  Гигиеническая оценка солнечного излучения и его отдельных составляющих. Видимые лучи. Понятие о хромотерапии. Влияние цветов солнечного спектра на развитие ребёнка.

13.  Гигиеническая оценка солнечного излучения и его отдельных составляющих. Ультрафиолетовое излучение. Солнечный удар. Чувствительность к ультрафиолетовому излучению в детском возрасте. Профилактика рахита.

14.  Солнечное голодание и его профилактика. Механизм эндогенной защиты организма от солнечного голодания. Особенности профилактики солнечного голодания в детском возрасте.

15.  Солнечная радиация и её влияние на здоровье взрослого населения и детей. Цикличность активности. «Земное эхо солнечных бурь» по А.Л. Чижевскому.

16.  Применение источников инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в педиатрической практике.

17.  Действие на организм человека повышенных температур воздуха. Профилактика перегревания у детей. Акклиматизация к климату южных широт. Особенности акклиматизации в детском возрасте.

18.  Действие на человека пониженных температур воздуха. Профилактика отморожений у детей. Изменения в организме человека  в процессе акклиматизации к климату полярных широт. Особенности акклиматизации в детском возрасте.

19.  Влажность воздуха, её виды и влияние на здоровье человека. Повышенная и пониженная влажность в жилых помещениях и её влияние организм ребёнка.

20.  Комбинированное действие метеорологических факторов на организм взрослого человека и ребёнка. Повышенная температура, повышенная влажность, штиль.

21.  Комбинированное действие метеорологических факторов на организм взрослого человека и ребёнка. Пониженная температура, пониженная влажность, ветер.

22.  Действие повышенного атмосферного давления на организм взрослого человека и ребёнка. Кессонная болезнь и её профилактика.

23.  Действие пониженного атмосферного давления на организм взрослого человека и ребёнка. Горная и высотная болезни. Декомпрессионные расстройства. Профилактика.

24.  Основные метеорологические явления (циклон, антициклон, погодный фронт) и их влияние на здоровье взрослого человека и ребёнка. Метеотропные заболевания.

25.  Электрическое состояние воздушной среды и его влияние на здоровье взрослого человека и ребёнка.

26.  Климат. Погода. Медицинская оценка различных видов климата (горного,

лесов, степей, морского, пустынного). Виды климатических зон благоприятных для санаторно-курортного лечения в детском возрасте.

27.  Вода, её значение в жизни человека (физиологическое, гигиеническое, народно-хозяйственное, санитарно-эпидемиологическое).

Физиологическое и гигиенического значение воды в детском возрасте.

28.  Вода, физико-химические свойства. Особенности эндемичных заболеваний в детском возрасте.

29.  Виды источников водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика.

30.  Методы очистки воды на водопроводной станции и их гигиеническое значение.

31.  Классификация методов обеззараживания воды.

32.  Хлорирование воды, его достоинства и недостатки. Хлорирование по хлорпотребности.

33.  Гиперхлорирование, двойное хлорирование и хлорирование с преаммонизацией.

34.  Гигиенические нормативы качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения. СанПиН 2.1.4. 1074-01 М.2002. Нормы потребления воды населением.

35.  Централизованная и децентрализованная системы водоснабжения и их гигиеническая оценка.

36.  Санитарная охрана водоёмов. Очистка и обеззараживание сточных вод.

37.  Санитарная охрана источников водоснабжения.

38.  Геохимическое, токсикологическое и эпидемиологическое значение почвы. Самоочищение почвы и его гигиеническое значение.

39.  Санитарная охрана почвы.

40.  Жилищный вопрос как социально-гигиеническая проблема. Общие гигиенические требования к жилищу. Гигиенические требования к детской комнате.

41.  Освещение, отопление и вентиляция жилых помещений.

42.  Санитарно-эпидемиологическое значение нечистот и отбросов. Вывозная система удаления нечистот и отбросов. Канализация населённых мест.

43.  Гигиена жилых зданий (освещение, отопление, вентиляция, канализация).

44.  Качественный состав воздушной среды  в жилых и общественных помещениях. Естественная и искусственная вентиляция, кондиционирование воздуха.

 

ГИГИЕНА ТРУДА

 

  1. Условия труда, профессиональные заболевания и их профилактика.
  2. Физиология труда
  3. Статическая и динамическая работа. Утомление, переутомление и их профилактика.
  4. Умственный труд, его классификация по степени напряжённости.
  5. Профессиональные заболевания, связанные с вынужденным положением тела и напряжением отдельных органов и систем.
  6. Производственный шум, профилактика его вредного воздействия на организм работающих. Шумовая болезнь и её профилактика.
  7. Вибрация и её виды. Вибрационная болезнь и её профилактика.
  8. Ультразвук и профилактика его вредного воздействия на организм человека.
  9. Электротравмы и меры первой помощи пострадавшему.
  10. Классификация промышленных ядов по их химическому составу и опасности.
  11. Общие закономерности действия производственных ядов на организм человека (поступление, распределение, депонирование, кумуляция, выведение). Острые и хронические отравления. Профилактика.
  12. Производственная пыль, классификация. Силикоз, асбестоз. Антракоз.
  13. Методы отбора проб на содержание вредных газов, паров и пыли.
  14. Основы гигиенического нормирования химических и физических факторов окружающей среды. Понятие о ПДК, ОБУВ и ПДУ.
  15. Гигиенические требования к производственному освещению.
  16. Естественная и искусственная системы вентиляции на производстве.
  17. Причины возникновения профессиональных заболеваний и мероприятия по их предупреждению (технические, санитарно-технические, медицинские и социальные).
  18. Гигиеническая оценка индивидуальных защитных средств (органов зрения и слуха) и спецодежды рабочих.
  19. Производственный травматизм и меры его предупреждения.
  20. Основные профессиональные вредности сельскохозяйственного труда.
  21. Профессиональные и бытовые отравления хлорорганическими соединениями.
  22. Профессиональные и бытовые отравления фосфорорганическими пестицидами. Профилактика.
  23. Профессиональные отравления свинцом. Профилактика.
  24. Профессиональные и бытовые отравления оксидом углерода (угарным газом). Профилактика.
  25. Профессиональные отравления соединениями мышьяка (в промышленности, сельском хозяйстве). Антидоты. Профилактика.
  26. Профессиональные отравления ртутью и ртутьсодержащими пестицидами. Антидоты. Профилактика.
  27. Гигиеническая характеристика индивидуальных защитных средств.
  28. Организация лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий.
  29. Особенности гигиены труда сельскохозяйственных рабочих.
  30. Гигиена труда при работе на животноводческих комплексах.

 

ВОЕННАЯ ГИГИЕНА

  1. Виды полевого размещения войск (поквартирный, бивачный, смешанный) и их гигиеническая оценка.
  2. Гигиенические мероприятия при перевозке военнослужащих на автомобилях и совершении марша пешим порядком (зимой и летом).
  3. Задачи медицинской службы при организации водоснабжения войск в обороне и наступлении.
  4. Задачи медицинской службы при организации питания войск при казарменном и полевом размещении войск. Составление раскладки продуктов.
  5. Особенности питания военнослужащих. Составление раскладки продуктов.
  6. Санитарные требования к продовольственному пункту батальона (ППБ).
  7. Пункты водоснабжения войск (ПВС) и их табельное оснащение.
  8. Краткая тактико-техническая характеристика табельных комплектов и приборов, используемых для гигиенической экспертизы воды и продовольствия.
  9. Организация и поэтапное проведение медицинской экспертизы воды в полевых условиях.
  10. Задачи медицинской службы при организации питания войск в полевых условиях.
  11. Способы и средства обеззараживания индивидуальных запасов воды в полевых условиях.

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

 

  1. Требования, предъявляемые к рациональному питанию взрослого человека и ребёнка.
  2. Принципы составления меню-раскладки для детей.
  3. Особенности рационального питания различных групп населения.
  4. Биохимические критерии адекватности питания.
  5. Состояние здоровья и заболевания при недостаточном и избыточном пищевом статусе взрослого человека и ребёнка.
  6. Роль факторов питания в патогенезе рака.
  7. Пищевая и биологическая ценность пищевых продуктов.
  8. Генетически модифицированные продукты.
  9. Пищевые добавки. Классификация
  10. Гигиенические основы лечебного и лечебно-профилактического питания.
  11. Значение белков в питании взрослого человека и ребёнка. Заболевания при недостатке белков в пище. Нормы потребления белков для различных групп населения.
  12. Незаменимые аминокислоты. Изменения в организме при недостатке отдельных аминокислот.
  13. Липиды, их биологическая роль в организме взрослого человека и ребёнка. Изменения в жирах при их длительном хранении и кулинарной обработке. Меры по предупреждению прогоркания жиров.
  14. Углеводы, их биологическая роль в организме взрослого человека и ребёнка. Классификация. Гигиеническая оценка как продуктов питания.
  15. Витамины, их классификация, значение в питании взрослого человека и ребёнка. Понятие о гипо- , гипер- и и авитаминозах.
  16. Клинические симптомы витаминной недостаточности у взрослого человека и ребёнка.
  17. Значение витамина А в питании взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность. Гипо- и авитаминоз.
  18. Значение витамина D в питании взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность. Гипо- и авитаминоз. Гипервитаминоз.
  19. Значение витамина Е в питании взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность.
  20. Значение витамина К для организма взрослого человека и ребёнка. Поступление извне и эндогенный синтез. Особенности дефицит витамина К в грудном возрасте
  21. Значение витамина В1 в питании взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность. Гипо- и авитаминоз.
  22. Значение рибофлавина в питании взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность. Гипо- и авитаминоз.
  23. Значение никотиновой кислоты в взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность. Гипо-, гипер- и авитаминозы.
  24. Биологическая роль витаминов С и Р в организме взрослого человека и ребёнка. Обеспечение сохранности витамина С при кулинарной обработке. Стабилизаторы, используемые для его сохранения.
  25. Калий и его значение для организма взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления. Физиологическая потребность.
  26. Кальций и его значение для организма взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления. Физиологическая потребность.
  27. Фосфор и его значение для организма взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления. Физиологическая потребность.
  28. Железо и его значение для организма взрослого человека и ребёнка. Основные источники поступления. Физиологическая потребность.
  29. Микроэлементы и их значение в питании взрослого человека и ребёнка (фтор, цинк, медь)
  30. Йод как микроэлемент. Физиологическая потребность взрослого человека и ребёнка. Эндемический зоб и его профилактика.
  31. Продукты растительного происхождения. Мука и хлеб, их значение в питании взрослого человека и ребёнка. Методы исследования доброкачественности хлеба.
  32. Продукты растительного происхождения. Значение клетчатки, пектина. Овощи и фрукты как источники витаминов и минеральных веществ в питании взрослого человека и ребёнка.
  33. Экологические проблемы питания (пищевые добавки, канцерогенные вещества, примеси пестицидов, удобрений и т.д.).
  34. Значение мяса и мясных продуктов в питании взрослого человека и ребёнка.
  35. Гигиеническая оценка рыбы и продуктов, получаемых из неё. Роль в питании взрослого человека и ребёнка
  36. Санитарно-гигиенические требования на всех этапах получения доброкачественного мяса.
  37. Роль молока и молочных продуктов в питании населения. Методы исследования доброкачественности.
  38. Методы консервирования продуктов питания, их гигиеническая оценка.
  39. Гигиеническая оценка консервов и презервов.
  40. Пищевые отравления, их классификация.
  41. Пищевые отравления бактериальной природы. Токсикоинфекции, их профилактика.
  42. Пищевые отравления бактериальной природы. Токсикозы.
  43. Ботулизм и его профилактика.
  44. Стафилококковые токсикозы и их профилактика.
  45. Микотоксикозы и их профилактика.
  46. Острые пищевые отравления немикробной природы.
  47. Порядок расследования пищевых отравлений.
  48. Гигиенические требования к предприятиям общественного питания.

 

ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

 

  1. Ионизирующие излучения, их виды, природа и основные свойства.
  2. Ионизирующие излучения, их особенности, основные качества, единицы измерения.
  3. Этапы действия ионизирующих излучений на организм человека.
  4. Природные и техногенные источники ионизирующих излучений.
  5. Детерминированные и стохастические клинические эффекты, возникающие у человека при воздействии ионизирующих излучений.
  6. Радиотоксичность и радиогенетика.
  7. Острая лучевая болезнь. Профилактика.
  8. Хроническая лучевая болезнь. Профилактика.
  9. Использование источников ионизирующих излучений в медицине (понятие о закрытых и открытых источниках излучений).
  10. Способы защиты человека от ионизирующих излучений. Радиационная безопасность населения РФ. Нормы радиационной безопасности (НРБ-2009).
  11. Возможные причины возникновения чрезвычайных ситуаций на радиационно-опасных объектах.
  12. Санитарно-гигиенические мероприятия в чрезвычайных ситуациях на радиационно-опасных объектах.

 

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

  1. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.
  2. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Физическое развитие как показатель здоровья. Методы оценки.
  3. Акцелерация как социально-гигиеническая проблема. Медико-социальная характеристика современных подростков.
  4. Гигиенические требования к планировке и благоустройству  детских дошкольных учреждений. Гигиенические требования к игрушкам.
  5. Определение школьной зрелости и готовности детей к поступлению в школу.
  6. Основные гигиенические требования к режиму и организации учебно-воспитательного процесса в школе.
  7. Гигиенические требования к школьному классу. Площадь, естественное и искусственное освещение, отопление.
  8. Гигиенические требования к школьным кабинетам (по химии, физике, биологии). Гигиенические требования к дисплейному классу.
  9. Гигиенические требования к школьной мебели. Дифференция, дистанция сиденья, спинки и т.д.)
  10. Гигиена трудового воспитания и обучения. Требования к школьным мастерским, профилактика травматизма среди школьников.
  11. Принципы активного оздоровления детей в школе. Виды физического воспитания школьников. Гигиенические требования к организации урока физической культуры (спортивный зал, инвентарь, режим урока).Профилактика спортивного травматизма.
  12. Профессиональная адаптация и врачебно-профессиональная консультация в школе. Основы законодательства по охране труда подростков.
  13. Гигиенические требования к учебникам и письменным принадлежностям для детей.
  14. Устройство, содержание и режим детского оздоровительного лагеря. Гигиенические аспекты медицинского обслуживания детей. Оценка эффективности оздоровления детей в летних лагерях.

 

ЛЕЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

  1. Основные гигиенические требования к лечебно-профилактическим учреждениям. Выбор территории и планировка участка больницы.
  2. Основные структурные подразделения больницы.
  3. Особенности планировочных решений специализированных отделений больниц – детского и акушерского.
  4. Особенности планировки инфекционных отделений.
  5. Санитарно-гигиенические требования к больничной секции.
  6. Источники и пути распространения микробного фактора в воздухе больницы.
  7. Мероприятия по борьбе с внутрибольничной инфекцией.
  8. Особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей.

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 

 

  1. Определение экологии как науки. Становление экологического мировоззрения.
  2. Человеческие экосистемы, их свойства.
  3. Законы Б.Коммонера как основные законы экологии.
  4. Урбоэкология. Понятие о современном городе и его структуре.
  5. Урбанизация – как развитие видовой программы homo sapiens. Преимущества и недостатки жизни в современных городах.
  6. Экология и здоровье человека. Определение здоровья.
  7. Экологические проблемы городов на различных исторических этапах.
  8. Основные эколого-гигиенические принципы планировки городов и благоустройства микрорайонов.
  9. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и воды.
  10. Эколого-гигиеническая характеристика основных источников загрязнений атмосферного воздуха и их влияние на организм. Смог. Фотохимический туман.
  11. Основные загрязнители воздуха в крупных городах.
  12. Загрязнение воды и почвы в крупных городах.
  13. Гигиеническая характеристика воздушной среды закрытых помещений. Синдром больных зданий.
  14. Экологически зависимые заболевания и методы их диагностики.
  15. Экологозависимые заболевания: диоксиновая интоксикация.
  16. Экологозависимые заболевания: болезнь Кешана, Итай-итай, Минамата.
  17. Очистка городов от мусора и снега.
  18. Озоновая дыра. Причины возникновения.
  19. Парниковый эффект. Причины возникновения.
  20. Эколого-гигиенические проблемы сельских населённых пунктов.

 

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

 

  1. Понятие и задачи личной гигиены. Формирование навыков личной гигиены в детском возрасте.
  2. Здоровый образ жизни и его основные элементы. Пропаганда ЗОЖ среди детского населения.
  3. Проблема вредных привычек, их последствия для здоровья людей. Профилактика аддиктивного поведения среди детей и подростков.
  4. Личная гигиена студента.
  5. Личная гигиена. Гигиена кожи, одежды и обуви взрослого человека и ребёнка.
  6. Личная гигиена. Закаливание. Особенности закаливания в детском возрасте.

 

 

Список практических навыков

для промежуточной аттестации по гигиене

студентов III курса педиатрического факультета

на2013-2014 учебный год

 

  1. Биодозиметр
  2. Термограф
  3. Психрометр Августа
  4. Психрометр Ассмана
  5. Гигрометр
  6. Гигрограф
  7. Барометр-анероид
  8. Люксметр
  9. Анемометр чашечный
  10. Анемометр крыльчатый
  11. Кататермометр
  12. Лактоденсиметр
  13. Лактобутирометр
  14. Объёмный нож
  15. Динамометр кистевой
  16. Динамометр становой
  17. Газовая пипетка
  18. Аспиратор электрический
  19. Поглотитель
  20. Патрон для отбора пыли
  21. УГ-2
  22. Маркировка консервных банок
  23. Определение кислотности хлеба
  24. Измерение роста ребёнка стоя и сидя
  25. Измерение у ребёнка окружности головы, окружности грудной клетки и её переднезаднего размера.
  26. Физиометрические методы исследования и функциональные пробы в детском возрасте: жизненная ёмкость лёгких, проба Штанге и  Генчи
  27. Измерение веса и степени жироотложения у детей.
  28. Чтение плантограммы, характеристика осанки  детском возрасте.
  29. Определение КЕО и показателя глубины заложения.
  30. Определение светового коэффициента, углов падения и отверстия.
  31. Определение в воде солей аммония, нитритов, нитратов.
  32. Определение в воде хлоридов, сульфатов, железа.
  33. Определение запаха воды.
  34. Определение прозрачности воды.
  35. Определение коли-титра, коли-индекса и микробного числа.
  36. Определение ломкости кровеносных сосудов как косвенного признака дефицита витаминов (симптом щипка, жгута, молоточковый симптом)

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.