Специальные формирования здравоохранения. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск.

3.1.  Определение, классификация, предназначение специальных формирований здравоохранения (СФЗ).

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются - ор­ганы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобили­зации и военное время для выполнения задач по медобеспечению личного состава ВС РФ.

К специальным формированиям здравоохранения относятся: 

1)    органы управления специальными формированиями;

2)            тыловые госпитали здравоохранения;

3)            обсервационные пункты.

Органы управления специальными формированиями - это

1. Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохра­нения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития, 

2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в ор­ганах управления здравоохранением субъектов РФ.

В структуре специальных формирований здравоохранения органы управ­ления составляют около 6% от общей их численности.

Тыловые госпитали здравоохранения - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначе­нию. Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС и направлены по месту жительства. ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ.

Обсервационные пункты -  являются противоэпидемическими учрежде­ниями здравоохранения военного времени. Они предназначены для времен­ной изоляции и обсервации неблагополучных в эпидемическом отношении воинских контингентов, следующих по железнодорожным, водным и воз­душным путям сообщения и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности СФЗ.

 

К органам управления СФЗ относятся:

  • Главное управление по руководству СФЗ,
  • Отделы и секторы по руководству ТГ.

Они  яв­ляются структурными подразделениями Минздрава и органов управления здраво­охранением субъектов РФ и формируются при объ­явлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами.

На органы управления СФЗ возлагаются следующие задачи:

  1. руководство работой спецформирований в период мобилиза­ции и в ВВ;
  2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спецформирований, их мат-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период моб. и в ВВ.
  3. организация взаимодействия с ГВМУ МО (медслужбой военного округа ВВ, управлением МЭПа) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных.
  4. осуществление контроля за качеством лечения раненых (Б), их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением во­енно-врачебной и медико-социальной экспертизы.
  5. руководство проведением сангигиенических и п/эпиде­мических мероприятий.
  6. организация медицинского снабжения специальных формирований;
  7. руководство медицинским и бухучетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений;
  8. организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГ, движения ране­ных и больных, исходы их лечения  и др. задачи.

Помещения для органов управления СФ выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении МЗ и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Главное управление по руководству СФЗ формируется  в следующем составе: руководитель, его заместители, главные медспециалисты (хирург и терапевт), трех управлений (орг-плановое, лечебно-профилактическое, медснабжения) и двух отделов (финансово-экономи­ческий и защиты государственной тайны).

Отдел по руководству ТГ формируется в составе:

на­чальника отдела, его заместителя, главных медспециалистов (хи­рург, терапевт), инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.

Сектор по руководству ТГ формируется в составе:

начальника сектора, инспектора — врача, инспектора-провизора, делопро­изводителя и водителя.

Начальники органов управления СФ под­чинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и нахо­дящихся в них на излечении раненых и больных.

 

3. 2.  Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий.

       

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпита­лей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время.

ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам управления гражданского здравоохра­нения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народно­му Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП.

Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых сред­ней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях.

С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети ЭГ, объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП в ГБ тыла страны.

Все медицинское обслужи­вание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены  ГВСУ Красной Армии.

При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспита­лей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам дея­тельности.

При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транс­порта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.

В круг задач СЭГ входили:

— разгрузка прибывающих ВСП,

— доставка раненых и больных в ЭГ,

— доставка инвалидов — к месту жительства,

— сбор из ЭГ ра­неных и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП,

— проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.

Укомплек­тованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй —     88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом перио­де войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%.

Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от  68%   в 1941г. до  35%   в 1944г.

 Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных.  Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе ме­дицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в совре­менной системе ЛЭО раненых и больных в военное время.

Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных.

Современные ТГ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены:

-         для приема раненых и больных военнослужащих,

-         оказания им 1-ой врачебной, К и СМП,

-         лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных. Из них раненые и больные могут быть возвращены в строй, эвакуированы в госпитали инвалидов войны или уволены из ВС и направлены по месту жительства.

Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ.

Эвакуации из ГБ фрон­тов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном леч., превышающем установленные для ГБФ сроки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами Ядерного оружия, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 %  раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться  50 — 70%.

На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных МЗ СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному ле­чению боевой патологии  и по согласованию с Минобороны в 1986 году были утверждены новые виды и  штаты ТГЗ.

ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов:

 А). 4-е многопрофильных госпиталя (ба­зовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический).

Б).  2-а узко­специализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).

Коечная емкость ТГ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.

В составе ТГ планируются к развертыванию следующие основные функ­циональные подразделения:

Все госпиталя имеют в своем составе следующие отделения: приемное, отделение анестезиоло­ги и реанимации, физиотерапевтическое, рентге­новское, лабораторное и отделение лечебной физкультуры.

 Кабинеты: функциональной диагностики, эндоскопический.

Кроме этого в составе госпиталей развертываются:

1. Базовый ТГ:

подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (тора­кальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травма­тологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические  отделения.

2.   Нейрохирургический  ТГ:

нейрохрургические, отоларингологическое, офталь­мологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.

3.   Травматологический ТГ:

ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.

4.   Терапевтический ТГ:

кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевти­ческие, хирургическое, стоматологическое отделения.

5.   Кожно-венерологический ТГ:

кожно-венерологические, хирургическое (с операционным бло­ком), стоматологическое, терапевтическое отделения.

кабинеты: лазерной терапии.

6. Туберкулезный ТГ:

туберкулезные отд. легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, легочные, хирургическое (с операци­онным блоком и стерилизационной), стоматологическое отделения.

На ТГЗ возлагаются следующие задачи:

—   прием, медицинская сортировка и санитарная обработ­ка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

—   своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им СМП, лечение до определившихся исходов и медреабилитация;

—   проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;

—   своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздо­ровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;

—   подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ;

—   организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;

—   материально-бытовое обеспечение раненых и больных;

—   ведение медицинского, материального и финансового учета и отчет­ности;

—    проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

На базовые ТГ— кроме того, возлагается:

—  развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибы­вающих санитарных транспортов;

—прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;

—оказание неотложных мероприятий КМП поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

 

Для обес­печения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по пред­назначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.

В ходе мо­билизационной подготовки решаются следующие основные во­просы:

1. Комплектование СФЗ личным составом;

2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;

3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.

Комплектование ТГ личным составом.

Комплектования ТГ личным составом осу­ществляется в соответствии с существующими штатами:

а) специалистами из числа граждан, пребывающих в запасе и работающих в мирное время в организациях-исполнителях.

б)   гражданами, пребывающими в запасе и состоящими на общем воин­ском учете.

в)   специалистами из числа граждан, не состоящих на воинском учете и
работающих в мирное время в организациях-исполнителях.

г)   гражданами, не состоящими на воинском учете, путем их найма на ра­боту в период мобилизации и в ВВ на штатные должности ТГ.

Комплектование ТГЗ личным составом запаса осуществляется военными комиссариатами соответствующих территорий по согласованию с МЗ и соцразвития.

На граждан, выполнение служебных обязанностей которых будет связано с секретными сведениями, военными комисса­риатами производится оформление соответствующего допуска.

На укомплектование  ТГ не предназначаются граждане:

— имеющие неснятую или непогашенную судимость;

— забронированные в порядке, определенном Правительством.

— признанные временно не годными к военной службе по состоянию здо­ровья;

—занятые постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой и т.д., нуждающими­ся по состоянию здоровья в постоянном уходе либо являющимися инвалидами 1 группы;

— матери которые имеют четырех и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;

—  члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

 

Материальное, техническое и финансовое обеспечение ТГ.

Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств ТГ определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными МЗ и социального развития и МО.

ТГ в период мобилизации и в военное время обеспечива­ются МО стрелковым вооруже­нием, боеприпасами, средствами защиты, инженерной техникой, средствами заправки и транспортиро­вания горючего (военных образцов), имуществом продовольственной службы, вещевым имуществом, техникой связи, автомобильным и гужевым транспортом, печатями, штампами, бланками служебных документов, доку­ментами учета и отчетности медслужбы и служб тыла.

 Обеспечение излечившихся военнослужащих воинскими перевозочными документами для следования к месту дальней­шего назначения после выписки из госпиталя осуществляется военными ко­миссариатами или закрепленными в/ч.

МО в период мобилизации и в военное время безвозмездно выделяет продовольствие и обменный фонд обмундирования для обеспечения раненых и больных военнослужа­щих, находящихся на лечении в тыловых госпиталях.

МЗ, органы исполнительной власти субъектов РФ в период мобилизации и в военное время обеспечивают ТГ медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом, специальной техникой, оборудованием, топли­вом, ГСМ и другими матсредствами в соответствии с утвержденными штатами и табелями к ним.

Финансирование ТГ в период мобилизации произво­дится ФОИВ и организациями по сметам расходов, которые разрабатываются в мирное время.

Гражданский персонал ТГ продовольственными пайка­ми и военным обмундированием не обеспечивается.

 

Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для раз­вертывания СФЗ.

Здания, сооружения, коммуникации, земельные участки для ТГ предоставляются ОИВ субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В первую очередь для размещения ТГ отводятся здания и помещения ЛПУ (госпитали ветера­нов войн, больницы, санатории, дома отдыха, профилактории и т.д.) и при­легающая к ним территория.

В исключительных случаях отводятся здания и помещения учебных заведений, гостиниц и других учреждений, требующие минимальных затрат для их приспособления в период мобилизации и в военное время.

В период мобилизации и в военное время отведенные для развертывания ТГ здания, сооружения, земельные участки, транспортные средства, имеющийся запас топли­ва, твёрдый и мягкий инвентарь, средства связи и энергоснабжения, а также другие материальные средства передаются организацией-вла­дельцем здания в веде­ние начальника ТГ по акту приема-передачи с указанием в нем стоимости передаваемого имущества.

 

3. 3.  Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.

 

В первые в годы ВОВ, войска действующей армии не стали источником заражения и распро­странения эпидемических заболеваний среди населения.

На возможных путях заноса инфекционных заболеваний в войска действующей армии, была создана эффективная система противоэпидемиче­ских барьеров.

Роль первого противоэпидемического барьера выполняла медслужба запасных полков и бригад, пополнявших войска по мобилизации, а также от­дельных дорожно-эксплуатационных батальонов.

Вторым противоэпидемическим барьером были обсервационные пункты НКЗ СССР, а также СКП Санитарной службы Красной Армии.

В соответствии с директивой ГШ от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и раз­вернуты обсервационные пункты  Наркомздрава СССР.

Санитарным управле­нием Красной Армии были разработаны и направлены в войска «Указания по противоэпидемическому обеспечению движущихся воинских контингентов».

За годы, прошедшие после ВОВ принципиальных изменений в порядке формирования, использования обсервационных пунктов не произошло.

Обсервационные пункты здравоохранения РФ пред­назначены для:

  1. Временной изоляции и обсервации следующих по железно­дорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии,
  2. Выполнения функций противоэпи­демических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфек­ционных заболеваний в войсках и среди населения.

Данные пункты формируются при объявлении мобилизации или по особому распоряжению Правительства, приписываются к местным (распределительным) ЭП, которые осуществляют оперативное руководство и контроль за их работой.

Непосредственное руководство обсервационными пунктами осуществляют отделы (секторы) по руководству  ТГ органов управле­ния здравоохранением субъектов РФ.

На обсервационные пункты возлагаются следующие задачи:

-         прием, полная санитарная обработка воинских контингентов, посту­пающих в обсерватор, с обязательной дезинфекцией обмундирования и дру­гих вещей;

-         медицинское наблюдение за обсервируемым личным составом с целью своевременного выявления инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в ближайшие ин­фекционные больницы (отделения);

-         лабораторные обследования с целью выявления бак­терионосителей (по показаниям);

-         проведение по эпидпоказаниям  профилактических прививок;

-         материальное обеспечение обсервируемых и выплата им денежного до­вольствия за время пребывания в обсерваторе;

-         проведение санитарно-просвети­тельной и культурно-досуговой работы;

-                   организация заключительного медицинско­го осмотра и санитарной обработки обсервируемых по окончанию обсервации.

Обсервационный   пункт состоит  из:

  1. управления;
  2. приемно-диагностического отделения с изо­лятором на 50 коек;
  3. бактериологической лаборатории;
  4. дезинфекционного отделения;
  5. подразделений обеспечения (аптеки, столовой, склада и хозяйственно­го отделения).

Всего личного состава - 77 человек, из низ 3 в/сл.   Имеет 3 ед. техники.

Здания для обсервационного пункта отводятся заблаговре­менно в мирное время вблизи от железнодорожных станций, портов, пристаней, аэродромов, стратегических авто­мобильных дорог и приспосабливаются в соответствии с общими требова­ниями.

При отводе зданий под обсервационные пункты, должны предусматриваться помещения для временного разме­щения (на 2000 человек) воинских контингентов, подлежащих обсервации.

                                            Порядок обсервации.

Обсервации подвергаются воинские контингенты, (следующие по желез­нодорожным, водным и воздушным путям сообщения), при наличии среди них более 2% однородных или 5% разнородных инфекционных заболеваний, а также при обнаружении хотя бы одного случая опасных высококонтагиозных заболеваний.

Воинские контингенты подлежат обсервации распоряжением командую­щего войсками военного округа, по территории которого следуют воинские транспорты, по представлению НМС на осно­вании донесений начальника эшелона, командира воздушного, морского судна, начальника аэродрома, порта.

 Распоряжение о задержке воинского транспорта и направление его на обсервацию дается коменданту станции (аэропорта, порта) и начальника гарнизона.

Одновременно ставит­ся в известность соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, его орган управления здравоохранением и ЭП (местный или распределительный), к которому приписан обсервационный пункт.

Орган управления здравоохранением субъекта РФ приводит обсервационный пункт в состояние готовности к работе.

Для приема эшелона на обсервацию назначается комиссия в составе: представителя штаба военного округа, начальника обсер­вационного пункта, гарнизонного врача, начальника эшелона, врача эшело­на и представителя органа управления здравоохранением субъекта РФ.

Комиссия составляет акт в двух экземплярах о санитарно— эпидемиоло­гическом состоянии эшелона.

После приема воинского эшелона на обсервацию производится медосмотр всего обсервируемого личного состава с привлечением ме­дсостава эшелона.

Инфекционные больные (с выраженной клиникой заболевания) направ­ляются в стационарные ЛУ, выделяемые для этой цели ор­ганом управления здравоохранением субъекта РФ. Боль­ные с подозрением на инфекционное заболевание помещаются в изолятор.

Весь остальной личный состав эшелона подвергается полной санитарной обработке, после чего размещается в специально предназначенных зданиях. Лица, бывшие в контакте с больными, размещаются изолированно.

Дезинфекция транспортных средств, на которых следовали обсервируемые, производится по распоряжению ведомственной медслужбы ее силами и средствами.

Санитарная обработка обсервируемого личного состава проводится сила­ми и средствами обсервационного пункта. Все обсервируемые подвергаются ежедневному медицинскому ос­мотру и термометрии.

Срок обсервации устанавливается в зависимости от характера инфекции начальником медицинской службы военного округа (фронта).

После отправки обсервируемого личного состава помещение обсервационный пункт, а также все оборудование подвергается тщательной уборке и дезинфекции силами и средствами обсервационного пункта.

Расформирование обсервационного пункта проводится в порядке, уста­новленном для специальных формирований здравоохранения РФ.

 

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК                                А. Шабров

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.