Психология и патология памяти

Память – такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт.

Память состоит из следующих основных компонентов: рецепция – восприятие нового; ретенция – способность удерживать эту новую информцию; репродукция – способность воспроизводить полученную информацию.

Память выполняет важные функции в познавательной деятельности человека. Первая функция заключается в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств.

Вторая функция связана с накоплением и сохранением полученной информации в сознании человека. Третья функция направлена на воспроизведение информации, необходимой для осуществления текущей и будущей деятельности.

Основное назначение памяти - адаптация к окружающей среде через овладение опытом предшествующих поколений (или обмен опытом); благодаря памяти отдельные события жизни человека или всего человечества превращаются в историю, в связь явлений. 

ВИДЫ ПАМЯТИ

Существует несколько оснований для выделения видов памяти.

1. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринятой информации. Она обеспечивает удержание однократно предъявленной информации в пределах 60 секунд. Этого времени хватает для опознания и интерпретации сигналов. Благодаря повторению можно несколько увеличить длительность хранения информации. Кратковременная память очень чувствительна к внешним помехам. Ее можно назвать нейродинамической.

Объем кратковременной памяти индивидуален.

2. Долговременная память — это вид памяти, обеспечивающий хранение информации на длительный период жизни. Она бывает двух типов: с сознательным произвольным доступом и закрытая долговременная память, к ней нет произвольного доступа в обычных условиях. В долговременную память с произвольным доступом информация поступает через ее преобразование в кратковременной памяти, т.е. информация обобщается, группируется, классифицируется. Эта информация не ограничена в объеме и времени хранения.

В долговременной памяти закрытого типа информация хранится в исходном виде, без преобразования в кратковременной памяти.

3. Оперативная память -это мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Выполнение какое-либо сложного действия, например арифметического, осуществляется по частям. При этом «в уме» удерживаются некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока не получен конечный результат.

По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.

2 основаиие - по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (предмету запоминания):

1) образная память ~ это запечатление и последующее воссоздание образов ранее воспринятых объектов. Эти образы называются представлениями. Они могут быть зрительными, слуховыми, вкусовыми, обонятельными и пр. Представления характеризуются наглядностью, прямым сходством с тем объектом, которому они соответствуют. В этом их близость к восприятию.

Представления в тоже время отличаются от объектов восприятия: 1) они имеют .субъективное содержание, т.е. личность в них вносит что-то свое; 2) они менее ясные, четкие, некоторые детали могут утрачиваться; 3) со временем происходит их (представлений) реконструкция, может даже изменяться их эмоциональная окраска (например, поэтому, пожилые люди даже тяжелые события могут оценивать с положительным аффектом).

2) вербальная, или словесная память ~ выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Запоминаются и воспроизводятся мысли, возникшие в процессе обдумывания, размышления, после прочтения книги, разговора с друзьями. В данном виде памяти большая роль принадлежит мышлению. Она бывает 2-х типов — словесно-логическая и словесноотвлеченная. Словесно-логическая память — предполагает активное участиемышления, роль которого заключается в организации информации, ее группировании, установлении взаимосвязей и т.п. для облегчения запоминания информации. Словесно-отвлеченная память предполагает запоминание абстрактного, отвлеченно-символического материала, В словесной памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесная память — специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным.

3) Эмоциональная память -память на пережитые чувства, аффективно значимые для человека. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Это более стойкая память. Эмоциональная память имеется уже у б-ти месячного ребенка и достигает своего расцвета к 3-5 годам. Человек в процессе жизни сохраняет память о событиях, связанных с горем, страданиями, радостью, страхом.

4) Двигательная (моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма, необходима в работе хирургов, танцовщиц, спортсменов и т. д. Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи,

3 основание - по характеру целей деятельности, по степени активности субъекта, по уровню контроля сознания и волевого усилия. По данному основанию память делят на произвольную и непроизвольную.

Непроизвольная память — запоминание информации происходит автоматически, без приложения волевых усилий, при минимальной активности субъекта, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Непроизвольная память хорошо развита у детей. Непроизвольно, как правило, запоминается личностно значимая информация, новая либо информация, которую просто неоднократно повторили и т.п,

Произвольная память — это запоминание информации при сознательно поставленной цели – «запомнить», прилагаются волевые усилия, Произвольная память, в свою очередь, может быть механической (без осознания) и осмысленная (с участие^! мышления и специальных приемов для лучшего запоминания информации - ассоциации, повторение, записи, тренировки и т.п.)

Основные характеристики памяти;

1. Объем памяти - это количертво единиц информации, которое человек способен запомнить.

2. Быстрота воспроизведения - способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

3. Точность воспроизведения - способность человека точно сохранять, а самое главное точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

4. Длительность - способность человека удерживать определенное время необходимую информацию,

Деятельность, направленная на запоминание и -воспроизведение удержанного материала, называется мнестической деятельностью. В мнестической деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал, удержать, а затем воспроизвести или припомнить его. Мнестическая деятельность всегда носит избирательный характер - человек должен четко отделить предлагаемый ему для запоминания материал от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно этим материалом,

Мнестическая деятельность развернута во времени и состоит из нескольких этапов.

1. ЗАПОМИНАНИЕ

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание

Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением.

Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию - и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятель- ность, подчиненную задаче запомнить. Произвольное запоминание может быть механическим и смысловым. Механическое запоминание - обеспечивается в процессе многократного повторения материала (например, так обучают чтению - запоминают буквы, символы, а также цифры). Смысловое (логическое) запоминание - ведущая роль в данном случае принадлежит мышлению, Смысловое запоминание состоит из нескольких этапов: осознание цели запоминания, понимание смысла запоминаемого, анализ материала, выявление наиболее существенных мыслей, запоминание.

Запоминание может быть наизусть дословно. В этом случае смысловое запоминание сочетается с механическим, Так заучиваются стихи, роли актеров и т.п. Запоминание может быть ассоциативным — когда материал, который нужно запомнить, связывается чисто формально с чем-то уже имеющимся. В данном случае для запоминания информации человек использует разные мнемотехнические действия.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

Д. СОХРАНЕНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ

Вся информация, которая была воспринята, сохраняется определенное время. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит, прежде всего, под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например, в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.

Процесс сохранения информации состоит из 2 этапов:

1) кодирование информации

2) собственно хранение или архивация. Есть два архивных блока:

• блок эпизодической памяти (здесь хранится информация о фактах и событиях).

• блок семантической памяти (здесь хранятся правила, лежащие в основе языка). Благодаря наличию этих блоков материал структурируется.

Запоминаются и сохраняются (как показал эксперимент):

80% всех запомнившихся фактов эмоционально окрашено (из них 65 % были связаны с чувством удовольствия, 30% с неприятными переживаниями);

16% - безразличны;

4% - неопределенны.

Однако под влиянием времени информация, хранящаяся в памяти, подвергается реконструкции, часть информации утрачивается.

Утрачивается второстепенная информация, материал приобретает все более субъективную окраску.

Забывание — неизбежный процесс, который состоит в постепенном уменьшении припоминания и воспроизведения содержания памяти. Он необходим для разгрузки памяти от материала, потерявшего актуальность. Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

При забывании быстрее всего забывается наиболее сложная информация, связанная с наиболее хрупкими психическими функциями, например, с мышлением. Это словесно-логическая память. Дольше всего сохраняется эмоциональная память, а последней исчезает - моторная.

Забывание - избирательный процесс. Забывается, прежде всего, то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса. Большое значение уделяется явлению интерференции, которая составляет сущность процесса забывания. Это смешение сходной информации, ее пер спутывание, это конкурирующая информация.

Более быстрому забыванию подвергается информация, которая заучивалась чисто механически, без осмысления.

Забыванию способствуют психологические механизмы, которые носят защитный характер для личности. Из памяти исчезает то, что нам неприятно, тягостно.

III. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Это извлечение необходимой информации из запасов памяти. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Оно может протекать в разных формах:

1) Узнавание - воспроизведение одновременно с восприятием. Для узнавания необходимо повторение воздействия какого-либо объекта на человека. В узнавании следует выделить чувство знакомости с воспринятым и отнесение этого образа к определенному месту, ситуации, времени. Например, студент видел в учебнике психиатрии изображение больного с болезнью Дауна и при встрече с ним узнал это заболевание.

2) Самовоспроизведение — воспроизведение без опоры, когда не требуется непосредственного воздействия какого-либо объекта на человека. Например, хирург может в уме воспроизвести ход операции, которую он только что завершил.

3) Припоминание — сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий.

Принято также выделять произвольное и непроизвольное воспроизведение. При непроизвольном воспроизведении у человека нет цели вспомнить какую-либо информацию, она всплывает сама собой. Одна случайная ассоциация тянет за собой сеть других.

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления прошлых мыслей, образов и т.п.

Законы памяти:

1. Эффект Зейгарник(а)— незавершенные действия запоминаются лучше завершенных.

2. Кривая забывания Эббингауза - забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Эббингауз описал ряд закономерностей забывания:

• простые события в жизни, сопровождающиеся сильными переживаниями, запоминаются быстрее, сохраняются дольше. Сложные, но эмоционально нейтральные события, запоминаются хуже эмоционально значимых;

• не всегда имеется однозначная связь между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности;

• организация информация в смысловые логические структуры существенно расширяет возможности памяти и делает следы памяти несравненно более прочными;

• при запоминании длинного ряда первые и последние элементы ряда запоминаются гораздо лучше, чем средние элементы ряда;

• редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные;

• человек запоминает, прежде всего, то, что имеет отношение к цели его деятельности, что способствует достижению цели или препятствует ему.

• наибольший процент материала забывается в период, следующий непосредственно за заучиванием.

 

Варианты расстройств памяти:

Гипермнезия.

Гипомнезия.

Амнезия:

Варианты амнезий по отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни:

- ретроградная амнезия,

- антероградная амнезия,

- антероретроградная амнезия,

- конградная амнезия.

Варианты амнезий по преимущественно нарушенной функции памяти:

- фиксационная амнезия,

- репродукционная амнезия,

- эпохальная амнезия.

Варианты амнезий по динамике:

- прогрессирующая амнезия,

- регрессирующая амнезия,

- стационарная амнезия.

Парамнезии:

Конфабуляции:

- замещающие конфабуляции,

- фантастические конфабуляции.

Псевдореминисценции.

Криптомнезии

1. ассоциированные криптомнезии (болезненно присвоенные воспоминания),

2. ложные ассоциированные криптомнезии (отчужденные воспоминания).

Экмнезии.

Эхомнезии.

Конфабулез.

Конфабуляторная спутанность.

Гипермнезия - непроизвольное, болезненное усиление памяти с наплывом ярких чувственно-конкретных представлений, образных воспоминаний мало актуальных для пациента в данный момент времени. Встречается при маниакальных состояниях, определенных видах депрессивных состояний, в активном периоде формирования бреда, в состоянии опьянения психоактивными веществами, при некоторых видах ауры при эпилепсии.

Гипомнезия — ослабление памяти; страдают все функции памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение. При постепенно развивающихся органических процессах заметна последовательность: ослабление запоминания, удержания информации, а в последствии и произвольной репродукции. (Например: На начальном этапе - страдает активное припоминание действительно выученного вопроса во время экзамена, с последующим пассивным всплыванием в памяти ответа, после его сдачи).

Анэкфория - вариант гипомнезии, при котором больной без напоминания не может вспомнить о каком-либо событии (прочитанном, увиденном, услышанном), несмотря на то, что пациент хорошо понимает, что раньше он это знал. Входит в структуру астенического и психоорганического синдромов, лакунарной деменции.

Амнезия - полное выпадение из памяти событий, фактов, явлений, имеющих место в определенный временной период, или же выпадение из памяти той или иной конкретной ситуации, Встречается при различных органических поражениях головного мозга сосудистого, инфекционного, токсического генеза, ЧМТ, эпилепсии, при некоторых вариантах аменции, делириозном и онейроидном помрачении сознания, Корсаковском амнестическом синдроме, а также при диссоциативных нарушениях.

* Варианты амнезий по отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни:

Ретроградная амнезия - выпадение из памяти событий, предшествовавших острому периоду болезни. Может иметь место при тяжелых гипоксиях мозга, травмах головного мозга, Корсаковском амнестическом синдроме, аменции.

Антероградная амнезия - потеря памяти на события непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния. Встречается при Корсаковском амнестическом синдроме, аменции, черепно-мозговых травмах.

Антероретроградная амнезия — объединяет антеро- и ретроградную амнезии. Встречается при некоторых вариантах ком и аменции, при тяжких травматических, токсических поражениях головного мозга или внутричерепных катастрофах (инсульт).

Конградная амнезия – потеря памяти на события острого периода болезни (как события окружающего мира, так и собственного самочувствие). Встречается при глубоком оглушении, сопоре, коме, тяжелых формах делирия, аменции, онейроида, некоторых сумеречных состояниях сознания.

Фиксационная амнезия — потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же забывается больным. При этом может сохраняться способность помнить приобретенные ранее знания, факты. Например: больного спрашивают:

-Где вы находитесь? используя свои ранее приобретенные знания, он отвечает, глядя на

больничную обстановку:

- В ростовской ЦРБ

- (пациент проживает в Ростове). На самом деле он находится в Ярославской областной клинической психиатрической больнице. После разъяснения врачом, где на самом деле находится пациент, через минуту больного спросили: -Где вы находитесь?, он ответил:  ростовской ЦРБ. Фиксационная амнезия является важным признаком Корсаковского синдрома и встречается при интоксикациях, органических процессах любого генеза.

Репродукционная амнезия - характеризуется нарушением воспроизведения. Наблюдается при атеросклерозе, в стрессовых ситуациях (сдача экзамена), у истерических личностей. Например: во время сдачи экзамена студент не может вспомнить ответ на вопрос, но в спокойной обстановке после экзамена воспроизводит правильный ответ.

Эпохальная амнезия — возникает в результате запредельных стрессовых ситуаций, потеря памяти распространяется на месяцы, годы, вплоть до всей прошлой жизни.

Прогрессирующая амнезия — постепенное опустошение запасов памяти в последовательности, обратной их накоплению - от нового к старому, от индивидуального, избирательного к общему (закон Рибо-Корсакова). Наблюдается при церебральном атеросклерозе, болезнях Альцгеймера, Пика, прогрессивном параличе и других нарастающих грубоорганических поражениях головного мозга.

Регрессирующая амнезия — вариант амнезии с постепенным восстановлением памяти. Наблюдается в случаях, когда органический процесс, вызвавший амнезию, может коррегироваться.

Стационарная амнезия — стойкий дефицит памяти, фактически не имеющий динамики.

Парамнезии - искаженные, ошибочные воспоминания.

Выделяют:

Конфабулядии - ложные воспоминания с убежденностью в их реальности.

Замещающие конфабуляции — пробелы в памяти заполняются ложными воспоминаниями обыденными по содержанию и правдоподобными, которых на самом деле не было, но могли бы быть. Встречаются при Корсаковскомдмнестическом синдроме, атрофических и сосудистых процессах, при других органических заболеваниях головного мозга.

Фантастические конфабудяции - ложные воспоминания о фантастических, невероятных, сенсационных событиях, якобы происходивших с пациентом в какой-то период его жизни. Встречаются при грубоорганическом поражении головного мозга различной этиологии, шизофрении и бредовых психозах.

Криптомнезии - расстройства памяти, при которых стирается грань между событиями, действительно имевшими место, и событиями, которых пациент читал, слышал от окружающих, видел в кино, по телевизору или во сне.

1. Ассоциированные криптомнезии (болезненно присвоенные) воспоминания — увиденное, услышанное, прочитанное больным присваивается и выдается за пережитое и придуманное им.

2. Ложные ассоциированные кшптомнезии (отчужденные воспоминания) - события, факты, которые происходили с больным, отчуждаются.  Криптомнезии могут быть при шизофрении, экзогенно- органических и эндогенно-органических психозах.

Экмнезии - расстройство памяти с нарушением осознавания времени, при котором стирается грань между прошлым и настоящим. Пациент переносит свое существование в прошлое. Экмнезия развивается на фоне прогрессирующей амнезии любой природы.

Эхомнезии - обманы памяти, при которых событие воспроизводится как бы несколько раз. Пациентом субъективно переживается повторяемость одних и тех же событий, но воспоминание, в отличие от «де жавю», не полностью идентично виденному и пережитому. Наблюдаются при органическом поражении теменно-височной области, интоксикационных психозах.

Конфабулез - проявляется обильным наплывом фантастических конфабуляций при отсутствии значительных расстройств памяти и нарушения ориентировки в пространстве, времени и собственной личности. Конфабулез может быть с экспансивным, так и с депрессивным содержанием. Наблюдается при формировании психоорганического синдрома, инфекционных заболеваниях (сыпной тиф и др.), черепно-мозговой травме.

Конфабуляторная спутанность - заполнение сознания обильными конфабуляциями обыденного содержания, сопровождающихся ложным узнаванием окружающей обстановки и лиц с дезориентировкой, бессвязностью мышления, суетливостью, растерянностью. Встречается у пациентов с дегенеративными формами деменции, с сосудистым поражением головного мозга (особенно в ночное время). Может иметь эпизодическое течение особенно при сосудистой патологии.

 

Источники:

Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник – М.: Медицина, 1995 – 608 стр.

А.С. Рицков, А.Ф. Терентьева, Л.А. Пузырева. Психология и патология памяти, Ярославль, Аверс Плюс, 2010 г., 20 с.

ОБНОВЛЕНИЯ

14 ноября 2017, 17:46:29

Рабочие материалы

13 ноября 2017, 13:28:42

Рабочие материалы

12 ноября 2017, 19:51:24

Учебники

12 ноября 2017, 13:55:55

Гематогенный остеомиелит

12 ноября 2017, 10:41:50

Рабочие материалы

12 ноября 2017, 10:31:44

labirint

10 ноября 2017, 18:41:02

Острый гломерулонефрит

10 ноября 2017, 17:51:24

Рабочие материалы

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются.