Психология эмоций

Эмоции – реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия.

Эмоции – это переживание человеком своего личностного, субъективного отношения к окружающей действительности и к самому себе; они выражают степень удовлетворения или неудовлетворения тех или иных потребностей индивида. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Характеристики эмоций

1. Универсальность — независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. Так, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления (хорошая книга, кинофильм, собеседник, воспоминание и др.).

2. Динамичность эмоций проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания, чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

3. Суммация проявляется тем, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие человек испытывает не при первом, а при последующих воздействиях эмоциогенного фактора. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость, незаметность этого процесса, когда человек не отдает себе отчета в его причинах.

4. Адаптация выражается в притуплении, снижение остроты эмоциональных переживаний при длительном повторении одних и тех же впечатлений.

5. Пристрастность, или субъективность выступает как личностное свойство эмоциональных проявлений. В зависимости от особенностей личности (вкусы, интересы, установки, опыт) и темперамента, от ситуации, в которой находятся люди, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции, например опасность у одних вызывает страх, а у других — приподнятое настроение. 6. Заразительность проявляется в том, что человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, которые с ним контактируют. Именно из-за этого возникают такие явления, как всеобщее веселье, паника.

7. Пластичность, подвижность эмоциональных переживаний наблюдается, когда одна и та же по модальности эмоция переживается с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая “острые ощущения”.

8. Удержание в памяти эмоций связано с особым видом памяти — эмоциональной.

9. Иррадиация означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все последующие события, воспринимаемые человеком. Счастливому все кажется приятным и радостным, тогда как обозленного человека все раздражает.

10. Перенос является свойством, близким к иррадиации, когда чувства переносятся на другие объекты. Например, влюбленный человек испытывает выраженные эмоциональные переживания не только при виде любимого человека, но и при восприятии предметов, связанных с ним (письмо, записка, вещи т.д.).

11. Амбивалентность — двойственность эмоций, которая проявляется в том, что человек в связи с каким-либо объектом может одновременно испытывать и положительные и отрицательные эмоциональные переживания (любовь и ненависть).

12. Переключаемость означает, что объектом одной эмоции становится другая эмоция (человек испытывает стыд от своей радости, упивается своей грустью и т. п.).

Основные свойства эмоций

1. Субъективный характер

Одно и то же событие может вызывать у человека эмоции разные по длительности, интенсивности, соответственно или несоответственно породившей её причине. Кроме того, человек способен сдерживать, не демонстрировать внешне свое состояние, и оно может быть не созвучно с истинным переживанием. Выявляются и такие эмоциональные состояния, которые трудно описать словами.

2. Полярность эмоций

По своей чувственной окраске эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные (приятного чувственного тона) – удовольствие, радость, удовлетворение, воодушевление, радость; отрицательные (неприятного чувственного тона) – неудовольствие, грусть, печаль, тревога, гнев, раздражение, огорчение.

Положительным или отрицательным эмоциям может предшествовать эмоциональное приориентировочное состояние, когда человек не сразу может выбрать тип реакции. Оно не бывает продолжительным и переходит в положительную или отрицательную сторону.

Следует также отметить, что в ряде случаев в эмоциональных переживаниях оба полюса эмоций могут быть не взаимоисключающими, а сосуществующими – амбивалентность. У практически здорового человека оно объясняется (П.И.Сидоров, 2008) несоответствием устойчивых эмоциональных отношений с ситуационными реакциями.

3. Фазность эмоций

Проявляется в том, что в пределах одинакового эмоционального состояния заметна фазность, колебание интенсивности: возбуждение – успокоение, эмоциональное возбуждение, напряжение – разрядка. С фазностью тесно связана энергетическая насыщенность эмоций.

Выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические протекают с повышением активности, направлены на достижение цели увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям (положительные: радость, восторг; отрицательные: гнев, злоба), астенические, напротив, сопровождаются снижением активности, отражают слабую мотивацию для достижения цели, неуверенность, отказ от борьбы (грусть, печаль).

Чрезмерное эмоциональное напряжение отрицательно сказывается на результате деятельности. Здесь действует закон Йеркса-Додсона, отражающий влияние энергетических характеристик на продуктивность: по мере нарастания эмоционального напряжения продуктивность деятельности сначала повышается, а затем наступает ее спад. С другой стороны, благодаря высокому энергетическому потенциалу эмоции могут стимулировать протекание других психических процессов, правильно оценивать значимость событий, объектов, ситуаций.

Функции эмоций

1.Регуляция гомеостаза и вегетативных функций

Наиболее филогенетически ранней является гомеостатическая функция эмоций, которая обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Выделяют витальные эмоции (голод, жажда, половое чувство), которые считаются низшими, элементарными, протопатическими, биологическими или таламическими. Они могут сопровождаться чувством удовольствия или неудовольствия. Кроме того, имеются корковые реактивные эмоции (реакция на осознание благополучия или неблагополучия) и корковые высшие, эпикритические, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных потребностей (социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и пр.).

Индикаторами эмоционального состояния человека служат различные психофизиологические проявления, изменения частоты пульса, дыхания, температуры тела, артериального давления, выделения слюны и пота, перистальтики желудочного-кишечного тракта, а также нарушение сна и аппетита, изменения клеточного и биохимического состава крови. Эмоциональный тон находит отражение в мимике, пантомимике, изменениях вокализации голоса.

В процессе эволюции формировались и закреплялись те эмоции, которые позволяли выжить, адаптироваться к окружающей действительности.

2. Эмоциональная регуляция поведения

Осуществляется через оценку текущих событий на основании прошлого положительного или отрицательного опыта. На основании этой оценки возникает побуждение к деятельности или бездеятельности. Здесь также действует закон Йеркса-Додсона, который гласит, что деятельность наиболее успешна при умеренном уровне эмоционального фона. При чрезмерном эмоциональном возбуждении включается «аварийное поведение» (бегство, оцепенение, агрессия).

3. Коммуникативная функция эмоций

Обеспечивает невербальную коммуникацию, т.к. любое взаимодействие с другими людьми сопровождается определенной мимикой, пантомимикой, отражающей удовольствие или неудовольствие от общения, радость или горе, доброжелательность или недоброжелательность. Порой жест, выражение лица могут быть красноречивей любого высказывания. Многое могут сказать вегетативные реакции в виде побледнения, покраснения кожи, сухость слизистых рта, потливость. Легче узнаются собеседником отвращение, ужас, испуг, удивление. Коммуникативная функция эмоций у человека проявляется и в реакции того, кто является субъектом, воспринимающим эмоционально-выразительные движения.

4. Оценочная функция эмоций

Эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Именно в таких ситуациях возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и решить ряд жизненный задач (например, задача выбора спутника жизни), наслаждаться произведениями искусства, выживать в условиях незнакомой среды. Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

5. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Страх предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про-думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

6. Переключательная функция эмоций - ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

7. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

В целом, эмоции – сложный психический процесс, включающий три основных компонента: 1. физиологический (колебания АД, частота сердечных сокращений, частота дыхания, температура тела, потоотделение, цвет кожных покровов, сдвиги в биохимических показателях и пр.);

2. психический (переживание радости, горя, тревоги, страха и т.д.);

3. поведенческий (мимика, пантомимика, вокальная мимика, различные действия: бегство, ступор, борьба и пр.).

Виды эмоций

I. Классификация эмоций по качеству переживаний (фундаментальные эмоции (К.Изард, 1980):

1. Интерес – положительная эмоция, направленная на приобретение и совершенствование знаний, умений, навыков.

2. Радость – положительная эмоция, связанная с возможностью наиболее полно удовлетворить актуальную потребность, которая до этого была призрачна, неопределенна.

3. Удивление, изумление – эмоция нейтральная, без выраженного положительного или отрицательного тона. Она возникает на неожиданные события.

4. Страдание (горе) – отрицательная эмоция, связанная с достоверной или кажущейся достоверной информацией о неприятном событии или связанная с невозможностью удовлетворения своих стремлений, которые казались реальными, неосуществившаяся мечта.

5. Горе – тяжелая форма страдания, ассоциирующаяся с безвозвратной утратой.

6. Гнев – отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Протекает чаще в форме аффекта.

7. Отвращение – отрицательная эмоция, возникающая в результате резкого противоречия происходящего события с этическими, эстетическими, идеологическими принципами человека.

8. Презрение – отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

9. Страх – отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, ужас). Если страх достигает силы аффекта (ужас), то он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, агрессия).

10. Стыд – отрицательная эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков, или иных индивидуальных проявлений, принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованиям морали. Стыд переживается как неудовлетворенность собой и стремлением избежать подобных переживаний. Он является мощным мотивом поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний. Стыд участвует в регуляции общения, облегчая или затрудняя межличностные контакты, способствует развитию самоконтроля.

11. Вина – отрицательная эмоция, выражающаяся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла. Сопровождается раскаянием, сожалением.

II. По выраженности и продолжительности эмоций.

1. Эмоциональные реакции – временная реакция человека на внешнее или внутреннее событие, непосредственное переживание какой-то ситуации. Она обратима, может быть легкой, умеренной и сильной, положительной и отрицательной. Например, испуг при внезапно ярком свете, резком звуке, крике, угрожающей ситуации; радость при приятной встрече, успешно выполненной работе.

2. Эмоциональные состояния – более длительные и устойчивые, по сравнению с эмоциональными реакциями. Они проходят с изменением нервно-психического тонуса человека, согласовывают потребности и устремления с его возможностями, ресурсами в каждый конкретный период времени, обуславливают его поведение. Частный случай эмоционального состояния – настроение. Оно зависит от многих причин, которые могут осознаваться или не осознаваться человеком. Кроме того, настроение может быть устойчивым и неустойчивым. Вызываться настроение может различными событиями, физическим самочувствием.

3. Эмоциональный фон – это обобщающая характеристика эмоциональности, равнодействующая, учитывающая соотношение разных эмоций в течение длительного времени. Эмоциональный фон способствует возникновению преимущественно тех или иных реакций и состояний, и, наоборот, возникшие эмоциональные реакции могут изменить эмоциональное состояние и эмоциональный фон.

4. Чувства – сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к реальным сторонам действительности. Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.

Чувства формируются на основе вторичных, духовных потребностей. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на интеллектуальные, эстетические, нравственные моральные), праксические.

Интеллектуальные чувства подразделяют на специфические и неспецифические. Специфические сопровождают умственную деятельность (чувство первооткрывателя, отчетливости и стройности формулировок решения, вдохновение). Неспецифические чувства бывают не только при умственной деятельности: любопытство, сомнение, удивление, чувство иронии, юмора.

Эстетические чувства отражают отношение человека к прекрасному (любовь к музыке, восхищение произведениям искусства, радость при созерцании природы.

Нравственные чувства – эмоциональное отношение человека к поведению других людей и к своему собственному. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сопереживание и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отметить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

Праксические чувства сопровождают человека в его практической деятельности всю жизнь (эмоциональное отношение к труду, учебе, спорте, играм).

Существует множество устойчивых чувств, которые захватывают все мысли и стремления человека. Особое место занимает чувство любви. В широком значении – это любовь к Родине, к матери, детям; в более узком (видовом) – к женщине (мужчине). К высшим проявлениям чувств можно отнести страсть.

5. Страсть – длительное, значительно выраженное и напряженное эмоциональное отношение с направленностью, концентрированностью чувства на определенном объекте или виде деятельности. Причины возникновения страсти могут определяться идейными, религиозными убеждениями, телесными влечениями. Страсть может отвергаться личностью, принята как неизбежность или быть источником вдохновения, силой великих дел, открытий, подвигов. «Страсть – большая сила, поэтому так важно, на что она направляется… Страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти» (С.Л.Рубинштейн, 1984, с.161). Страсть – это всегда единство волевых и эмоциональных компонентов.

6. Аффект – интенсивная, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка (примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние). Эта эмоция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

В состоянии аффекта человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия прекращаются, он словно лишается дара речи.

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов Например, изменяются показатели внимания, снижается его переключаемость, и в поле внимания попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

7.Стресс – особое эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия (стрессоры) и требующее мобилизации всех ресурсов индивидуума. Первоначально под стрессом понималась неспецифическая реакции организма («общий адаптационный синдром»), возникающая в ответ на любое негативное воздействие (Г.Селье). В настоящее время понятие стресса расширилось и применяется для описания состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психическом и поведенческом уровнях. Выделяют физиологический и психологический. Физиологический стресс возникает при воздействии на организм человека физиологических стрессоров, которые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожают его гомеостазу. Психологический подразделяют на эмоциональный (в ситуациях угрозы, опасности, обиды) и информационный (в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе при высокой степени активности).

У стресса можно выделить две формы эустресс и дистресс. Эустресс – умеренный стресс, он полезен, поскольку мобилизует организм и способствует формированию приспособительный реакций. Дистресс оказывает отрицательное действие на организм, т.к. он возникает при чрезмерных эмоциональных, интеллектуальных и физиологических (боль) нагрузках, когда исчерпаны адаптационные резервы.

8.Эмоциональные свойства характеризуют индивидуальные особенности эмоционального реагирования человека в каких-то конкретных ситуациях (возбудимость, тревожность, мнительность, впечатлительность, ригидность, огрубение). К эмоциональным свойствам относят также отзывчивость, эмпатию, симпатию и антипатию. Отзывчивость – человек легко и быстро реагирует на изменения внешней среды. Эмпатия – способность человека легко входить в переживания другого, сопереживать ему. Симпатия – устойчивое, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, стремление оказать внимание, помощь. В своей динамике симпатия переходит в привязанность, влечение, а может – в антипатию, неприязнь. Симпатия способствует сохранению психического комфорта в коллективе. Антипатия – противоположное симпатии эмоциональное свойство.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

Существенные различия между людьми отмечаются в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно.

Существенные различия между людьми наблюдаются и в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.

Источники:

Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник – М.: Медицина, 1995 – 608 стр.

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / Дьяконов А.Л., Пузырёва Л.А. Ярославль, ЯГМА, 2014.- 19 стр.

ОБНОВЛЕНИЯ

14 ноября 2017, 17:46:29

Рабочие материалы

13 ноября 2017, 13:28:42

Рабочие материалы

12 ноября 2017, 19:51:24

Учебники

12 ноября 2017, 13:55:55

Гематогенный остеомиелит

12 ноября 2017, 10:41:50

Рабочие материалы

12 ноября 2017, 10:31:44

labirint

10 ноября 2017, 18:41:02

Острый гломерулонефрит

10 ноября 2017, 17:51:24

Рабочие материалы

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются.