Происхождение и понятие права. Источники права: понятие, состав. Понятие системы права

Основные понятия о праве. Право как нормативный и ценностный регулятор общественных отношений. Свойства права. Определение права. Принципы права. Общие принципы права. Отраслевые принципы. Значение принципов права для правотворческой и правоприменительной деятельности. Социальное назначение и функции права. Регулятивная и охранительная функции права. Формы (источники) права. Нормативные правовые акты. Судебный прецедент. Правовые обычаи. Нормативный договор. Юридические доктрины. Понятие нормы права, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов.

Законы: понятие и виды. Подзаконные нормативные правовые акты. Акты палат Федерального собрания Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Акты субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Локальные нормативные правовые акты. Нормативные договоры. Понятие и признаки системы права. Отрасли и подотрасли права. Институт права. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Система права и международное право.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие право. Свойства права.
  2. Социальное назначение и функции права.
  3. Понятие нормы права, ее признаки. Структура нормы права.
  4. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов.
  5. Законы: понятие и виды.
  6. Порядок принятия федеральных законов.
  7. Подзаконные нормативные правовые акты.
  8. Публичное и частное право.
  9. Материальное и процессуальное право.

 Понятие и основные признаки права

 Право  это система общеобязательных, охраняемых государством нормативно-правовых предписаний, регулирующая поведение людей, их коллективов и организаций.

Основные признаки права следующие:

1. Содержание права составляют определенные нормативно-правовые предписания, т.е. правила поведения, распоряжения, веления, требования. Например, в ст. 7 Конституции РФ записано: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".

2. Названные веления внешне выражены в нормативных актах и иных формах права. Так, приведенное выше положение записано в Основном Законе государства.

3. Нормативно-правовые предписания и закрепляющие их юридические источники (формы) права тесно взаимосвязаны между собой, образуют единую систему. Например, право собственности закрепляется (охраняется и т.п.) конституционным, гражданским, семейным, уголовным и другими отраслями права.

4. Право носит общий характер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам (lex uno ore omnes alloguitur -закон говорит со всеми одинаково); во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев. Например, "по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой" (ст. 67 ГК РФ).

5. Право обязательно для всех членов общества. «Obedientia est legis essentia” –“послушание есть сущность права».

6. Обязательность права обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия. Еще римские юристы говорили о том, что «где право, там и средства его защиты" (ibi jus, ibi remedium).

 2. Место права в системе социальных норм

 

 Социальные нормы - это общие стандарты и предписания поведения людей в обществе (экономические, политические, нравственные, религиозные и т.п.).

Все они обладают следующими признаками.

1. Социальные нормы являются результатом сознательно-волевой деятельности людей.

2. Это определенные правила, веления, предписания, требования и т.п., адресуемые людям, их социальным группам и коллективам.

3. Указанные правила и стандарты имеют общий характер, поскольку адресуются персонально-неопределенным лицам и рассчитаны на типичные социальные ситуации.

4. Как правило, это неписаные веления. Вместе с тем они могут быть выражены в документальной форме (в программах политических партий, уставах общественных организаций и т.п.).

5. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия (осуждением антисоциального поведения, исключением из членов общественного объединения и т.п.).

6. Содержание и формы изложения социальных норм обусловлены экономическими и политическими, материальными и духовными, национальными и иными факторами реальной действительности.

7. Основное назначение указанных норм - регулирование поведения людей через воздействие на их сознание и волю.

Все разнообразие социальных норм условно можно классифицировать на следующие виды.

По содержанию и предмету регулирования различают экономические, политические, имущественные, семейные, трудовые, религиозные, эстетические и иные социальные нормы.

По способам формирования (установления) и обеспечения все они могут быть разграничены на обычаи, нормы права,и т.п.

Обычаи - это постепенно сложившиеся, вошедшие в привычку людей в силу многократного и длительного их использования определенные требования к поведению людей (обычаи «играть» свадьбу, выдавать невесту с приданым и т.п.).

Нормы нравственности (морали)- это такая разновидность социальных норм, которая получает обоснование в форме идеалов добра и зла, справедливости и порядочности, честности и пр., обеспечивается внутренним убеждением и силой общественного мнения.

3.Понятие принципов права

 Слово «принцип» в переводе с латинского (principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.).

Принципы права, под которыми следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений.

Центральным и универсальным является без сомнения принцип законности. Право для того и создается в любом обществе, чтобы его предписания неукоснительно исполнялись. «Законность - основа государства» (legalitas regnorum fundamentum), « мы можем делать (только) то, что можем делать законно» (id (tantum) possumus guod de jure possumus), - говорили древние. Принцип предполагает, что все субъекты должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции; во-вторых, строго и неукоснительно руководствоваться в своей деятельности Конституцией РФ, соответствующими законами и подзаконными актами; в-третьих, требовать соблюдения (исполнения и т.п.) права от других участников правоприменения, всех граждан и должностных лиц во всех  сферах общественной жизни. Являясь стержневым, общим принципом правоприменительной практики, законность имеет определенную специфику в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Принцип гуманизма в правовом регулировании выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ). Право, правотворчество, юридическая деятельность судов, правоохранительных и иных компетентных органов должны быть направлены на удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей человека, своевременное и правильное осуществление его прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести, достоинства и т.п.

Сущность принципа юридического равенства была достаточно четко выражена еще римскими юристами: «закон говорит со всеми одинаково» (lex uno ore omnes alloguitur),  - отмечали они. Данное фундаментальное начало в правовой системе России включает, например, следующие императивы: а) равенство субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ), б) равенство гражданства независимо от оснований его приобретения (ст. 6), в) равенство всех форм собственности (ст. 8), г) равенство общественных и религиозных объединений перед законом (ст. 13, 14), д) равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств, е) равноправие сторон в процессе осуществления правосудия (ст. 123), и т.д.

Принцип демократизма заключается в том, что в основе права должны лежать общие блага, «общеполезность» (Г.Ф. Шершеневич). Законы должны выражать волю и интересы подавляющего большинства общества. Демократизм предполагает участие населения в формировании этой воли, закреплении ее в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах этого процесса, осуществление правотворческих полномочий  и действий населением либо непосредственно, либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, демократические процедуры разработки, обсуждения, принятия и обнародования правотворческих решений.

Принцип справедливости «есть постоянная и неизменная воля каждому  воздавать по заслугам» (justitia est constans et perpetua voluntas suum cuigue tribuere     ). Внесенное юридическое решение, устанавливающее права и обязанности, меры поощрения и юридической ответственности должны по форме и существу  быть справедливыми, т.е. учитывать все обстоятельства и соответствовать степени совершенного поступка.

Суть принципа гласности выражается, с одной стороны в том, что юридическая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой - в том, что все государственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям) по требованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена законом (ст. 24, 29, 33 и др. Конституции РФ).

Принцип ответственности за виновное деяние заключается в том, что правонарушитель подлежит юридической ответственности только за те  деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена вина в форме умысла или неосторожности (глава 5 УК РФ, ст. 1.5

4. Понятие и основные признаки норм права

Нормы права - это имеющие специфическое строение (гипотезу, диспозицию, санкцию) общеобязательные, формально определенные, охраняемые государством правила, регулирующие поведение людей, их коллективов и организаций.

Нормы права являются разновидностью социальных норм. Они обладают общими со всеми социальными нормами (политическими, нравственными, религиозными и т.п.) признаками: представляют собой правила поведения, адресуются персонально-неопределенным субъектам, рассчитаны на типичные ситуации, воздействуют на сознание и поведение людей.

Специфическими чертами норм права, позволяющими отличать их от иных социальных норм, будут следующие.

1. Норма права - важнейший элемент содержания права. Поэтому им (нормам) присущи многие свойства, характерные для права в целом

2. Нормы права являются разновидностью нормативно-правовых предписаний. В связи с этим для них характерны общие для всех нормативно-правовых предписаний признаки

3. Данные правила являются общеобязательными, т.е. обязательными для исполнения всеми субъектами и во всех случаях, на которые нормы рассчитаны.

4. Их обязательность обеспечивается мерами государственного и иного воздействия. В случае нарушения, например, уголовно-правовых запретов к лицу могут быть применены такие наказания, как лишение или ограничение свободы, конфискация имущества и т.п. (ст. 44 УК РФ).

5. Нормы права внешне закреплены в соответствующих единицах (статьях, пунктах, частях и т.п.) текста нормативного акта, договора и иных формах права.

6. Регулятивное свойство норм права выражается в том, что они устанавливают определенные границы правового поведения, права и обязанности субъектов, условия их реализации, соответствующие меры поощрения или принуждения.

7. В отличие от других социальных норм и правовых предписаний нормы права имеют специфическую логическую структуру.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение, определенная совокупность взаимосвязанных элементов (гипотезы, диспозиции и санкции).

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий (описывающий) разнообразные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма либо другие, связанные с ней нормативно-правовые предписания. Например, похищение человека (гипотеза) наказывается лишением свободы от 4 до 8 лет (ст. 126 УК РФ).

Диспозиция - элемент нормы права, который устанавливает права и обязанности, само правило, возможное и должное поведение субъектов. "По договору купли-продажи,- говорится в п. 1 ст. 454 ГК РФ, - одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)".

Санкция нормы права определяет меры воздействия, которые могут быть применены к участникам общественных отношений, не соблюдающим нормы права. Так, приведенная выше ст. 126 УК РФ заканчивается санкцией нормы.

Виды норм права

Нормы права можно классифицировать по тем же основаниям, что и нормативно-правовые предписания

1. В зависимости от отраслевой принадлежности нужно выделять нормы

конституционного (государственного), административного, гражданского, уголовного, финансового и других отраслей права. Так, нормы, закрепленные в ст. 454 ГК РФ относятся к нормам гражданского права, а в ст. 126 УК РФ - к нормам уголовного права.

2. Отраслевые нормы права классифицируются на материальные и процессуальные. Первые отвечают на вопрос, что нужно (не нужно) делать. Например, "наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии" (ст. 678 ГК РФ). Процессуальные нормы права устанавливают, как, каким образом должны реализоваться материальные нормы права. Например, "граждане могут вести свои дела в суде лично или через своих представителей" (ст.43 ФР).

3. В зависимости от выполняемых функций нормы права разграничиваются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы закрепляют позитивные права и обязанности и рассчитаны на правомерное поведение людей (см. ст. 454 ГК РФ). Охранительные нормы права закрепляют меры принуждения и рассчитаны на неправомерное поведение, правонарушение (см. ст. 126 УК РФ). Поэтому регулятивные и охранительные нормы права имеют различную логическую структуру. Первые состоят из гипотезы и диспозиции, вторые - из гипотезы и санкции. Комплексное воздействие регулятивных и охранительных норм на сознание и поведение людей и позволяет упорядочивать, закреплять и охранять общественные отношения, обеспечивать правопорядок в обществе.

4. По способам юридического воздействия нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, поощряющие и рекомендующие.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные правомочия, права на совершение тех или иных деяний. Так, почти все предписания, закрепленные в гл. 11 СК РФ ("Права несовершеннолетних детей"), относятся к подобного рода положениям.

Обязывающие нормы права требуют обязательного совершения соответствующих активных действий. Например, "заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, который предусмотрен договором займа" (п. 1 ст. 850 ГК РФ).

Запрещающие нормы права требуют воздержания от совершения запрещенных ими действий. Например, в ст. 22 Закона "Об оружии" записано: "Юридическим лицам и гражданам запрещается хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются".

Поощряющие нормы права стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования, поощряют активное правомерное поведение субъектов. Таковыми, например, являются нормы, закрепленные в ст. 191 Трудового Кодека РФ "Поощрения за труд".

Рекомендующие нормы права содержат пожелания и рекомендации наиболее целесообразного и полезного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами: действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы. Данные нормы права содержатся, например, в ч. 2 п. 2 Указа Президента РФ N 199 от 19.02.96 г., где записано: "Рекомендовать Центральному банку РФ внести изменения в свои акты о безналичных расчетах...".

5. По категоричности предписания нормы права бывают императивными и диспозитивными. Императивные нормы не допускают никаких отступлений от сформулированных в них требований. Например, "договор найма жилого помещения заключается в письменной форме" (ст. 674 ГК РФ). Диспозитивные нормы предоставляют возможность самим участникам общественных отношений по взаимному согласию устанавливать необходимые правила поведения. Если же такие правила ими не сформулированы, то действуют предписания нормы права. Например, "текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения" (п. 1 ст. 681 ГК РФ).

6.  В зависимости от срока действия нормы права бывают постоянными и временными.

7.  Нормы права могут быть адресованы юридическим и физическим лицам, гражданам и иностранцам, врачам и юристам, следователям и судьям и т.п. В качестве критерия деления здесь выступают соответствующие адресаты предписаний. Например, закон «О милиции» адресован в первую очередь сотрудникам криминальной и местной милиции.

8. По территориальной сфере действия различают нормы права общероссийского, республиканского, областного, местного и локального действия. Так, закон «Об оружии» содержит нормы общероссийского (федерального) значения, а Устав Ярославской области закрепляет нормы, которые действуют на территории данной области.

5. Источник и формы права

Источником права в данном контексте являются все обстоятельства объективной и субъективной реальности, которые служат "началом" права, вызывают его к жизни, способствуют его существованию. Как говорили древние: cessante ratione legis cessat et ipsa lex - с исчезновением оснований для возникновения закона должен перестать существовать и сам закон.

Исторически первой формой права считается правовой обычай. Обычай - это постепенно сложившееся, вошедшее в привычку людей в силу многократного и длительного использования определенное требование к поведению людей. “Обычай правомочен по той простой причине, что общепринят, - в этом смысл его таинственной власти", - писал Б. Паскаль [6.С.221]. Поэтому не случайно, что многие обычаи и традиции бывают сильнее существующих законов. Этот момент необходимо учитывать в процессе придания обычаю юридической силы.

Судебный прецедент - это, как правило, решение, вынесенное по конкретному делу высшими судами (палатой лордов, апелляционным судом, например, в Англии), которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных (типичных) дел.

Договорное право (lex contractus) составляют нормативно-правовые договоры. Это такие официальные акты-документы, в которых по согласованию компетентных на то субъектов (consensus facit jus - согласие творит право) закрепляются нормативно-правовые предписания и устанавливаются взаимные права и обязанности по их реализации.

Самостоятельной формой права выступала и выступает юридическая доктрина. В различные исторические эпохи эта форма выражалась в виде правовых учений отдельных юристов, права принятых в науке мнений (communis doctorum opinio), права юридической экспертизы (respousa), общего мнения ученых (communis opinio doctorum). Например, в 426 году Феодосий II и Валентиниан III издали даже специальный акт "об обязательном руководстве взглядами корифеев юриспруденции" /78. С. 82/.

Среди разнообразных форм права огромное значение во всех правовых системах отводится нормативно-правовым актам. Очень часто нормативный акт определяется как государственный акт нормативного характера или акт правотворчества, исходящий из компетентного государственного органа и содержащий нормы права.

Под нормативным правовым актом понимается разработанный и принятый компетентным органом в установленном порядке официальный документ, содержащий норму права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Основные признаки нормативно-правового акта следующие:

1. Он представляет собой особую разновидность правовых актов, занимая свое специфическое место среди актов применения, толкования и реализации права.

2. Это официальный акт-документ, имеющий специфические структуру, содержание, форму, способы и стиль письменного изложения, символы и реквизиты (наименование, дату издания и введения в действие, разделы, главы, статьи, пункты, подписи и т.п.).

3. Он закрепляет результат правотворческой деятельности (правотворческое решение), служит внешней формой выражения и бытия нормативных предписаний.

4. Нормативно-правовые акты носят властный, обязательный характер.

5. Все они должны быть обеспечены мерами государственного и иного воздействия (древние говорили: "Когда закон дает право, он дает и средства его защиты").

6. Нормативно-правовые акты являются общими, поскольку адресуются персонально-неопределенным субъектам, действуют непрерывно, регламентируют наиболее типичные социальные ситуации ("закон не обращает внимания на малозначительные вещи", - отмечали римские юристы).

7. Вместе с тем нормативный акт должен закреплять вполне определенное, четко и ясно сформулированное предписание (правило, веление), условия его реализации и защиты (охраны). "Плохо дело, - считалось с древних времен, - когда закон неясен и неопределенен".

8. Это акты строго установленных законодательством субъектов правотворчества, которые издают их лишь по вопросам, входящим непосредственно в их компетенцию.

9. Соответствующие виды нормативных актов принимаются в строго определенной, процедурно-процессуальной форме. Так, для федеральных законов существует один порядок их подготовки и издания (см. ст. 104-108 Конституции РФ), для ведомственных нормативных актов - другой.

10. Существенным свойством нормативного акта является его юридическая сила, которая отражает свойство соподчиненности нормативных актов и предполагает определенную их сопоставимость и иерархию. Высшей юридической силой обладают законы. Все другие нормативные акты не должны противоречить законам (подзаконные акты).

Все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, принятый в установленном порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий интересы народа или определенных слоев, групп населения, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественный отношения. Законы занимают ведущее место в системе нормативных правовых актов.

Виды законов:

1. Конституция РФ - основополагающий учредительный закон (закон законов), закрепляющий конституционный строй, главные правовые свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, устанавливающий систему федеральных органов государственной власти и основы местного самоуправления.

2. Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (например, законы о Правительстве РФ, Конституционном Суде РФ).

3. Обычные федеральные законы, которые издаются по различным экономическим, политическим и иным вопросам текущей жизни общества (например, Федеральный закон "Об оружии").

4. Законы субъектов федерации, которые принимаются их представительными органами в пределах своей компетенции и действуют только на соответствующей территории (например, закон Ярославской области "О правовых власти Ярославской области" от 07.03.2001 № 16-з).

Законам присущи следующие признаки

- законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

- обладают высшей юридической силой (это означает, что содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам; никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял);

- регулируют основополагающие общественные отношения;

- содержат нормы первичного, исходного характера. Все же иные подзаконные нормативные правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

Подзаконный нормативный акт)- правовой акт принятый в соответствии с законом ему не противоречащий.

Виды подзаконных актов, действующих на территории России.

1.Постановления палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ) Федерального Собрания РФ.

2. Указы Президента РФ, издаваемые в пределах его компетенции, которая установлена в Конституции РФ.

3. Постановления Правительства РФ, которые принимаются в коллегиальном порядке в пределах его полномочий, определенных Конституцией РФ и законом о Правительстве РФ.

4. Приказы, инструкции и другие нормативные акты министерств и государственных комитетов, издаваемые в пределах компетенции данного исполнительного органа, которая устанавливается Положением о конкретном министерстве, комитете и т.п.

5. Постановления и решения органов государственной власти и управления субъектов федерации (губернатора, правительства и т.п.).

6. Нормативные акты местных органов самоуправления.

7.  Локальные нормативные акты, которые принимаются на уровне конкретных организаций (например, правила внутреннего трудового распорядка предприятия, положение о главном технологе предприятия).

Признаки подзаконных НПА

- принимается органом исполнительной власти либо Президентом РФ

-.упрощенный порядок принятия

- регулирование отдельных правовых вопросов

- соответствие закону

5. Сферы и пределы действия нормативных актов

Обязательными, действующими, т.е. вызывающими соответствующие юридические последствия являются нормативные акты, вступившие в юридическую силу. Этот момент определяется четырьмя параметрами: предметом, временем, пространством и кругом лиц.

А. Предметная сфера действия нормативных актов.

Каждый нормативный акт имеет свой предмет, т.е. определенное, как правило, качественно однородное общественное отношение, на которое направлены действия нормативно-правовых предписаний, закрепленных данным актом. Так, СК РФ устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи и т.д. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» регулирует отношения в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Б. Действие нормативных актов во времени.

Действие нормативных актов во времени связано со вступлением их в юридическую силу, а также с утратой их силы. Нормативные акты вступают в юридическую силу с момента, указанного в самом нормативном акте либо в сопутствующем ему документе; обычно они вводятся в действие с момента их: а) принятия, б) утверждения, в) подписания, г) опубликования, д) регистрации, е) получения адресатом.

В случаях, когда в самом нормативном акте срок введения его в действие не указан, применяются правила, установленные вышеназванным федеральным законом и Указом Президента РФ. Так, в соответствии с федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 21.10.2011) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении 7 дней после первого их официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Нормативные акты утрачивают юридическую силу и прекращают свое действие в случаях: а) их отмены другим нормативным актом; б) истечения срока их действия; в) издания нового аналогичного нормативного акта; г) изменения (устранения и т.п.) общественных отношений и социально-правовых ситуаций, на регулирование которых были рассчитаны нормативные акты (например, многие нормативные акты, действовавшие в период Великой Отечественной войны, в настоящее время утратили свою юридическую силу).

В. Действие нормативных актов в пространстве.

Территориальное действие нормативных актов во многом зависит от места субъекта в системе правотворческих органов. Пределы территориального действия обычно указываются в самих нормативных актах.

Нормативные акты могут распространять свои действия: а) на всю территорию страны; б) территорию определенного субъекта РФ; в) соответствующий регион (район Крайнего Севера); г) территорию местного самоуправления; д) локализованную территорию (предприятие и т.п.).

Г. Действие нормативных актов по адресатам.

По кругу адресатов нормативные акты могут быть рассчитаны: а) на всех лиц, которые находятся на территории данного государства (например, ст. 53 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду); б) только на граждан (подданных) данного государства либо иностранных граждан и лиц без гражданства (в ст. 60 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме права и обязанности с 18 лет); в) отдельные категории лиц (судей, прокуроров, учителей) и организаций (предприятия угольной промышленности, органы здравоохранения и т.п.). Правотворческие органы в большинстве случаев в самом нормативном акте указывают адресатов, на которые распространяются действия акта. Подобная практика позволяет обеспечить определенность и стабильность правового регулирования общественных отношений.

ОБНОВЛЕНИЯ

19 января 2017, 12:16:14

Vsyakoe

03 января 2017, 15:31:27

Vsyakoe

03 января 2017, 13:52:48

Учебники

03 января 2017, 13:34:35

Учебники

03 января 2017, 13:02:31

Учебники

31 декабря 2016, 14:42:39

Vsyakoe

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.