Основы взаимодействия человека со средой обитания

Взаимодействие человека со средой обитания, основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ, их соединений, энергий всех видов и информаций.

Человеку эти потоки необходимы:

- для удовлетворения своих по­требностей: в пище, воде, воздухе, информации;

-выделения в жизненное пространство механической, интеллектуальной, тепловой энергии, отходов биологического процесса и др. потоков.

В среде обитания человека существуют следующие виды потоков: 

1. Потоки в естественной среде:

ü солнечное излучение, излучение звезд и планет;

ü космические лучи, пыль, астероиды;

ü электро-магнитные поля Земли;

2.  Потоки в техносфере:

ü потоки сырья, энергии;

ü потоки продукции отраслей экономики;

ü отходы экономики;

ü информационные;

ü транспортные;

3. Потоки в социальной среде:

ü  информационные (обучение, управление, сотрудничество);

ü  людские (рождаемость, миграция, урбанизация);

ü  потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

4. Потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизне­деятельности:

ü  потоки воздуха, воды, пищи, алкоголя, табака, наркотиков;

ü  потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);

ü  информации;

ü  потоки отходов процесса жизнедеятельности;

 

Зависимость жизненного потенциала человека от температуры

 

Одной из способностей организма является толерантность — т.е. способность переносить неблаго­приятное влияние того или иного фактора среды.

Например, температура атмосферного воздуха. В естественных условиях на поверхности Земли  она изменяется от - 88 до + 60 °С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуля­ции организма сохраняется близкой к 37 °С.

Реальные температурные условия пребывания человека в атмосферном воздухе могут изменяться в широких пределах: от - 40°С и ниже (работа на открытых площадках в зимних условиях) до + 40°С и выше при пре­бывании в условиях жаркого климата.

При выполнении тяжелых работ и высокой температуре окружающего воздуха температура тела может повышаться на несколько °С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек + 43 °С, и наоборот при низкой температуре - Т тела падает, минимальная + 24 °С. Установлено, что при температуре воздуха в 27...28°С эффективность работы человека снижается, а число ошибок возрастает. При температуре воздуха бо­лее 30 °С работоспособность человека уже значительно падает.

Для человека, комфортная температура летом составляет 23 - 25 °С,  зимой — 22 - 24 °С;

Отклонения температуры среды от комфортных значений на 2 - 5 °С (зона II) считаются допустимыми, поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Нижняя граница допустимого температурного уровня — + 18°С. Известно, что при температуре + 13°С несчастные случаи на производстве происходят на 34 % чаще, чем при 18°С.

Дальнейшие отклонения температуры окружающего воздуха от допустимых значений (зона III) сопровождаются тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (наруше­ние дыхания, сердечной деятельности и др.).

При больших отклонениях температуры окружающего возду­ха от допустимых значений (зона IV) возможен перегрев (гипертер­мия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, и  получение им тепловых или холодовых травм.

 

 

Пример 2. Интенсивность звука. (Децибел — Логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений).

Уровень звука обычно выражают в дБА. Уровнь звука в местах возможного пребывания человека может изменяться в широких пределах от 0 до 160 дБА и сопро­вождаются широкой гаммой ответных реакций организма человека.

При уровнях звука до 20 дБА человек чувствует себя комфортно не реагируя на наличие звуков в окружающей его среде;

уровни звука до 50 дБА не влияют на здоровье челове­ка, занимающегося интеллектуальной деятельностью, а у людей, связанных с физическим трудом, верхняя граница может быть расшире­на до 80...85 дБА. Эти значения уровня звука соответствуют предельно допустимым условиям воздействия звука на человека в процессе его деятельности.

Дальнейший рост уровня звука свыше 85 дБА при длительных его экспозициях (до нескольких лет) может приводить к тугоухости, а при уровнях звука 140 дБА и выше возможно травмирование органа слуха в виде разрыва барабанных перепонок или контузии. При уровнях 160 дБА может наступить смерть человека.

Таким образом, изменяя мощность потока в среде обитания, можно получить ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе «человек — среда обитания», а именно:

—      комфортное (оптимальное), когда потоки создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей продуктивной деятельности и работоспособности; гарантируют сохранение здоровья человека;

—      допустимое, когда потоки, воздействуя на человека, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приво­дят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека.

—      опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и ока­зывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания;

—      чрезвычайно опасное, потоки имеют высокие уровни и за корот­кий период времени могут нанести травму, привести человека к смерти.

         Из выше сказанного можно заметить, что воздействие среды обита­ния на человека может быть позитивным или негативным, характер воздействия определяют параметры потоков веществ, энергий и информаций.

         Влияние внешней среды на человека приходится учитывать при анализе множества патологических состояний возникающих в организме человека. Изменения геомагнитного фона, атмосферного давления, вспышки на солнце, фазы луны, шум, освещенность и т.д. могут нанести  вред здоровью, привести к травмам, заболеваниям или даже вызвать смерть.

Сейчас мы видим в нашем обществе - раннее снижение воспроизводительной функции, деградацию людей молодого и среднего возраста, резкое омоложение ряда тяжелых болезней, сокращение продолжительности жизни, особенно мужчин и, как результат в целом вымирание нации.

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.