Основы профилактической медицины.

Организация профилактической помощи детском населению. Роль семьи, государства, общества, медицинских работников в формировании здоровья детей.

План лекции:

- Обоснование приоритета профилактического направления в педиатрии

- Современные представления о профилактике, виды и организационные формы оказания профилактической помощи детскому населению.

- Законодательство РФ по охране здоровья матери и ребенка, формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

- Задачи медицинских работников в реализации профилактического направления здравоохранения.

Приоритетное направление государственной политики РФ: сохранение и укрепление здоровья детей всех возрастов является приоритетной государственной задачей.

Современные проблемы педиатрии

Неблагоприятные демографические процессы: низкая рождаемость, параметры ее меньше требуемого для положительного прироста населения: высокая смертность, что в свою очередь приводит к снижению трудового, интеллектуального и оборонного потенциала страны.

До 2012 года в России статистика по недонашиванию среди рожденных живыми учитывала только детей с 28-ой недели гестации массой 1000г. и выше и длиной тела 35 см и более.

С 2012г. Россия перешла на регистрацию живорождения по критериям ВОЗ: живорожденными и подлежащими регистрации считаются новорожденные с массой тела 500г. и росте не менее 25 см. при сроке беременности не менее 22 недель.

Успехи перианатальной медицины:

- возросшие возможности неонатальной службы по выхаживанию новорожденных с тяжелыми заболеваниями,

- увеличивается заболеваемость и смертность новорожденных и детей первого года жизни, так как мы идем против эволюции уменьшая зону естественного отбора.

Факторы, определяющие уровень здоровья:

1. Наследственная и конституциональная предрасположенность

2. Образ и условия жизни

3. Уровень организации медицинской помощи

Образ жизни:

- вредные привычки родителей

- злоупотребние лекарственными средствами,

- гиподинамия,

- стрессовые ситуации,

-несбалансированное питание.

Медико-социальные факторы:

- вредные экологические факторы,

- отсутствие надлежащего контроля за детьми, особенно первого года жизни со стороны родителей,

- рост числа семей высоко риска,

- плохие материально-бытовые условия токсико- и наркомания у подростков,

- вредные условия обучения.

XIX век – век возрождения профилактической медицины с донозологической диагностикой.

Санология – доктрина медицины 20-21 века, теория, практика охраны и укрепления, умножения, воспроизводства здоровья здоровых.

Профилактическая педиатрия – это наука и практика формирования и охраны здоровья не рожденного и уже рожденного ребенка, создания оптимальных условия для формирования здоровья, физических и интеллектуальных возможностей детей, обеспечения защиты детского организма от инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Принципы профилактической медицины:

- Предиктивная (предупредительная), основанная на диагностике рисков заболеваний (донозолоическая диагностика).

- Персонифицированная индивидуализация образа жизни в зависимости от индивидуальных рисков заболеваний.

- Партисипированная – человек сам участвует в сохранении своего здоровья.

Перспективы для государства и экономики: внедрение предиктивной, песонифицированной медицины с донозолоической диагностикой:

- 8-15 дополнительных лет полноценной и активной жизни,

- экономия десятков миллиардов долларов США в год на каждом миллионе лиц, находящихся под профилактическим наблюдением.

Персональный геномный анализ:

- предрасположенность к конкретным заболеваниям (все болезни за всю эволюцию человека отражены в его геноме – полиморфизм);

- персонифицированные профилактические мероприятия (образ жизни);

- активные мероприятия по предупреждению заболевания.

Этапы перехода здравоохранения на платформу превентивно-предиктивной, персонифицированной медицины в ближайщие 15-20 лет.

Первый этап – составление списка человеческих антител и поиск ответа на вопрос, за что каждый них отвечает.

Второй шаг – определение какие из этих антител являются предсказательными.

- Формирование групп риска с учетом традиционных генетических маркеров конкретного заболевания и информации, полученной благодаря анализу генеалогического дерева, анамнеза жизни.

Обследование групп риска с использованием гено- и фенотипических биомаркеров с выделением потенциальных больных и предрасположенных к развитию данного заболевания на стации доклинической патологии.

Третий – научиться лечить пациента на стадии предболезни и предотвращать развитие самой болезни.

Четвертый – ответить на многие теологические, психологические, этические и юридические вопросы:

- кого подвергать тестированию,

- что лучше – незнание или «болезненный» результат и страх перед будущим, особенно если нет достойной терапии.

- конфиденциальность этих данных.

Виды профилактики:

1. Первичная – система мер предупреждения развития заболевания и воздействия факторов риска их развития (вакцинация, ЗОЖ),

2. Вторичная – комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов биологического и социального риска, которые могут привести к возникновению болезни или более тяжелому течению заболевания,

3. Третичная – комплекс мероприятий по профилактике обострений болезни и реабилитации больных.

Задачи педиатра при реализации профилактического направления в педиатрии:

- организация работы по формированию устойчивых стереотипов ЗОЖ,

- ведущая роль принадлежит профилактическим и лечебно-профилактическим программам в семье ребенка,

- формирование групп повышенного медико-социального, медико-психологического и биологического риска нарушений здоровья и развития.

Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года:

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития РФ. Одним из приоритетов государственной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышенной доступности качества медицинской помощи.

Конвенция ООН о правах ребенка принята в 1990г. и ратифицирована в РФ. Значительное количество положений конвенции посвящено вопросам охраны здоровья детей, обеспечения их здорового роста и развития, укрепления и восстановления здоровья.

Врач-педиатр участковый является ключевым специалистом, обеспечивающим и отвечающим за оказание квалифицированной медицинской помощи детям на прикрепленном участке в детской поликлинике.

Основной функцией врача-педиатра участкового является проведение профилактической работы, которая занимает не менее 30% его деятельности.

Участковый педиатр новой формации должен осуществлять многофункциональную помощь детям, становясь при этом истинно лечащим врачом для ребенка, центральной фигурой в амбулаторной педиатрии.

Порядок оказания педиатрической помощи, утвержденный приказом МЗ СР РФ от 16 апреля 2012г. N366Н приложение N1.

Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового.

Кабинет осуществляет следующие профилактические функции:

- динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленного детского населения,

- проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста, беременных,

- профилактические осмотры детей,

- проведение иммунопрофилактики.

- проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей,

- динамическое наблюдение за детьми с хроничесими заболеваниями, состоящими за диспансерном учете, и их оздоровление,

- профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные организации,

- обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства,

- организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов,

- проведение мер по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности детей, в том  числе первого года жизни,

- проведение врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей,

- проведение санитарно-просветительной работы с вопросами профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни,

- организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей),

- организации и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

Диспансеризация здоровых детей и страдающих хроническими заболеваниями.

Диспансеризация проводится в форме комплексных профилактических осмотров, целью которых является:

- Сохранение здоровья здоровых детей,

- Ранее выявление отклонений в состоянии здоровья,

- Определение групп риска (дети, требующие особого внимания медицинских работников, работников образования и семьи),

- Диагностика хронических заболеваний, организация наблюдения за больными и реабилитация больного ребенка с целью профилактики обострений хронических заболеваний.

Заключение по завершению планового диспансерного осмотра:

- заключительный диагноз (основной, сопутствующие заболевания), врожденные пороки и аномалии, МФО, оценка физического развития,

- оценка нервно-психического развития,

- группа здоровья,

- группа риска,

- физического подготовленность,

- оценка полового развития. 

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.