Организация профилактической помощи детском населению. Роль семьи, государства, общества, медицинских работников в формировании здоровья детей.
План лекции:
- Обоснование приоритета профилактического направления в педиатрии
- Современные представления о профилактике, виды и организационные формы оказания профилактической помощи детскому населению.
- Законодательство РФ по охране здоровья матери и ребенка, формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний.
- Задачи медицинских работников в реализации профилактического направления здравоохранения.
Приоритетное направление государственной политики РФ: сохранение и укрепление здоровья детей всех возрастов является приоритетной государственной задачей.
Современные проблемы педиатрии
Неблагоприятные демографические процессы: низкая рождаемость, параметры ее меньше требуемого для положительного прироста населения: высокая смертность, что в свою очередь приводит к снижению трудового, интеллектуального и оборонного потенциала страны.
До 2012 года в России статистика по недонашиванию среди рожденных живыми учитывала только детей с 28-ой недели гестации массой 1000г. и выше и длиной тела 35 см и более.
С 2012г. Россия перешла на регистрацию живорождения по критериям ВОЗ: живорожденными и подлежащими регистрации считаются новорожденные с массой тела 500г. и росте не менее 25 см. при сроке беременности не менее 22 недель.
Успехи перианатальной медицины:
- возросшие возможности неонатальной службы по выхаживанию новорожденных с тяжелыми заболеваниями,
- увеличивается заболеваемость и смертность новорожденных и детей первого года жизни, так как мы идем против эволюции уменьшая зону естественного отбора.
Факторы, определяющие уровень здоровья:
1. Наследственная и конституциональная предрасположенность
2. Образ и условия жизни
3. Уровень организации медицинской помощи
Образ жизни:
- вредные привычки родителей
- злоупотребние лекарственными средствами,
- гиподинамия,
- стрессовые ситуации,
-несбалансированное питание.
Медико-социальные факторы:
- вредные экологические факторы,
- отсутствие надлежащего контроля за детьми, особенно первого года жизни со стороны родителей,
- рост числа семей высоко риска,
- плохие материально-бытовые условия токсико- и наркомания у подростков,
- вредные условия обучения.
XIX век – век возрождения профилактической медицины с донозологической диагностикой.
Санология – доктрина медицины 20-21 века, теория, практика охраны и укрепления, умножения, воспроизводства здоровья здоровых.
Профилактическая педиатрия – это наука и практика формирования и охраны здоровья не рожденного и уже рожденного ребенка, создания оптимальных условия для формирования здоровья, физических и интеллектуальных возможностей детей, обеспечения защиты детского организма от инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Принципы профилактической медицины:
- Предиктивная (предупредительная), основанная на диагностике рисков заболеваний (донозолоическая диагностика).
- Персонифицированная индивидуализация образа жизни в зависимости от индивидуальных рисков заболеваний.
- Партисипированная – человек сам участвует в сохранении своего здоровья.
Перспективы для государства и экономики: внедрение предиктивной, песонифицированной медицины с донозолоической диагностикой:
- 8-15 дополнительных лет полноценной и активной жизни,
- экономия десятков миллиардов долларов США в год на каждом миллионе лиц, находящихся под профилактическим наблюдением.
Персональный геномный анализ:
- предрасположенность к конкретным заболеваниям (все болезни за всю эволюцию человека отражены в его геноме – полиморфизм);
- персонифицированные профилактические мероприятия (образ жизни);
- активные мероприятия по предупреждению заболевания.
Этапы перехода здравоохранения на платформу превентивно-предиктивной, персонифицированной медицины в ближайщие 15-20 лет.
Первый этап – составление списка человеческих антител и поиск ответа на вопрос, за что каждый них отвечает.
Второй шаг – определение какие из этих антител являются предсказательными.
- Формирование групп риска с учетом традиционных генетических маркеров конкретного заболевания и информации, полученной благодаря анализу генеалогического дерева, анамнеза жизни.
Обследование групп риска с использованием гено- и фенотипических биомаркеров с выделением потенциальных больных и предрасположенных к развитию данного заболевания на стации доклинической патологии.
Третий – научиться лечить пациента на стадии предболезни и предотвращать развитие самой болезни.
Четвертый – ответить на многие теологические, психологические, этические и юридические вопросы:
- кого подвергать тестированию,
- что лучше – незнание или «болезненный» результат и страх перед будущим, особенно если нет достойной терапии.
- конфиденциальность этих данных.
Виды профилактики:
1. Первичная – система мер предупреждения развития заболевания и воздействия факторов риска их развития (вакцинация, ЗОЖ),
2. Вторичная – комплекс мероприятий, направленных на устранение факторов биологического и социального риска, которые могут привести к возникновению болезни или более тяжелому течению заболевания,
3. Третичная – комплекс мероприятий по профилактике обострений болезни и реабилитации больных.
Задачи педиатра при реализации профилактического направления в педиатрии:
- организация работы по формированию устойчивых стереотипов ЗОЖ,
- ведущая роль принадлежит профилактическим и лечебно-профилактическим программам в семье ребенка,
- формирование групп повышенного медико-социального, медико-психологического и биологического риска нарушений здоровья и развития.
Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года:
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития РФ. Одним из приоритетов государственной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышенной доступности качества медицинской помощи.
Конвенция ООН о правах ребенка принята в 1990г. и ратифицирована в РФ. Значительное количество положений конвенции посвящено вопросам охраны здоровья детей, обеспечения их здорового роста и развития, укрепления и восстановления здоровья.
Врач-педиатр участковый является ключевым специалистом, обеспечивающим и отвечающим за оказание квалифицированной медицинской помощи детям на прикрепленном участке в детской поликлинике.
Основной функцией врача-педиатра участкового является проведение профилактической работы, которая занимает не менее 30% его деятельности.
Участковый педиатр новой формации должен осуществлять многофункциональную помощь детям, становясь при этом истинно лечащим врачом для ребенка, центральной фигурой в амбулаторной педиатрии.
Порядок оказания педиатрической помощи, утвержденный приказом МЗ СР РФ от 16 апреля 2012г. N366Н приложение N1.
Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового.
Кабинет осуществляет следующие профилактические функции:
- динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленного детского населения,
- проведение первичного патронажа новорожденных и детей раннего возраста, беременных,
- профилактические осмотры детей,
- проведение иммунопрофилактики.
- проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей,
- динамическое наблюдение за детьми с хроничесими заболеваниями, состоящими за диспансерном учете, и их оздоровление,
- профилактические осмотры и оздоровление детей перед поступлением их в образовательные организации,
- обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства,
- организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов,
- проведение мер по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности детей, в том числе первого года жизни,
- проведение врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей,
- проведение санитарно-просветительной работы с вопросами профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни,
- организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей),
- организации и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.
Диспансеризация здоровых детей и страдающих хроническими заболеваниями.
Диспансеризация проводится в форме комплексных профилактических осмотров, целью которых является:
- Сохранение здоровья здоровых детей,
- Ранее выявление отклонений в состоянии здоровья,
- Определение групп риска (дети, требующие особого внимания медицинских работников, работников образования и семьи),
- Диагностика хронических заболеваний, организация наблюдения за больными и реабилитация больного ребенка с целью профилактики обострений хронических заболеваний.
Заключение по завершению планового диспансерного осмотра:
- заключительный диагноз (основной, сопутствующие заболевания), врожденные пороки и аномалии, МФО, оценка физического развития,
- оценка нервно-психического развития,
- группа здоровья,
- группа риска,
- физического подготовленность,
- оценка полового развития.
«Dendrit» - информационный портал для медицинских работников, студентов медицинских ВУЗов, исследователей и пациентов.
Ваш источник новостей и знаний о здоровье.