Общие вопросы

1.            Предмет физиологии. Физиология – основа медицины.

 

Физиология – наука о природе, о функциях и процессах, происходящих в организме, и механизмах их регуляции.

Выделяют физиологию растений, животных, человека (нормальная – здорового человека, патологическая, клиническая).

Нормальная физиология – наука о функциях и процессах, протекающих в здоровом организме (или составляющих его системах, тканях, органах) и механизмах их регуляции, обеспечивающих  жизнедеятельность человека (и животных) в его взаимодействии с окружающей средой.

Разделы физиологии: 1) общая физиология (тканей и клеток) 2) частная физиология (органов и систем) 3) специальная физиология (ВНД, трудовая деятельность).

1628 г. – дата возникновения. В.Гарвей открыл круги кровообращения.

1 этап (до начала XX века) – отдельные открытия, накопление знаний, аналитический подход к изучению функций организма.

2 этап (1-ая половина XX века) – превалирование целостного подхода к изучению организма (Павлов и создание теоретических основ ВНД)

3 этап (со 2-ой половины XX века) – комплексное изучение организма с использованием обоих принципов (аналитического исследования с целостным подходом).

 

2.            Методы физиологических исследований. Аналитический и аналитико-синтетический подходы в физиологии.

Современная физиология является наукой экспериментальной: в основе физиологических исследований лежит опыт, эксперимент. В эксперименте производится искусственное вмешательство в те или иные процессы в организме с целью выяснения роли, значения и взаимной связи отдельных органов и систем. Так, например, при раздражении электрическим током шейного симпатического нерва происходит сужение сосудов уха на оперированной стороне, а перерезка этого нерва вызывает резкое расширение этих сосудов. Эти опыты дали возможность физиологу  Клоду Бернару впервые установить нервную регуляцию просвета кровеносных сосудов.

       В арсенале физиологии имеются такие методы, как экстирпация, трансплантация, денервация, метод наложения лигатур и анастамозов, фистульные методики, методы раздражения и перерезок, перфузии и регистрации функций и т.д. Большинство указанных методик требует вскрытия животного или хирургической операции. Их применяют в острых или хронических опытах.

      Арсенал методов исследования, который используется в опытах на животных, не может быть использован при изучении человеческого организма. Поэтому сведения о функциях многих органов у человека до последнего времени в значительной мере ограничивались данными, полученными в опытах на животных. В настоящее время положение во многом изменилось. Достижения современной физики, радиотехники, электроники м кибернетики дали в руки физиологам такие приборы, которые позволяют, не вмешиваясь в организм человека, регистрировать работу его органов. Многие из этих приборов Вы увидите во время обучения на кафедре нормальной физиологии.

Аналитический подход, то есть постепенный переход от самых общих представлений к более частным фактам и понятиям является основным принципом изучения нормальной физиологии, представляющей собой предельно упрощенное изложение основных механизмов деятельности здорового организма. Вместе с тем для формирования функционального или клинического мышления врача столь же необходимым является синтетический подход, то есть познание основных принципов деятельности целостного организма через обобщение множества частных фактов и закономерностей.

 

3.            История развития физиологии. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании материалистических основ в физиологии.

 

Физиоло́гия (от греч. φύσις — природа и греч. λόγος — знание) — наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределахнормы жизненных процессов (см. нормальная физиология) и болезненных отклонений от неё (см. патофизиология).

1628 г. – дата возникновения. В.Гарвей открыл круги кровообращения.

1 этап (до начала XX века) – отдельные открытия, накопление знаний, аналитический подход к изучению функций организма.

2 этап (1-ая половина XX века) – превалирование целостного подхода к изучению организма (Павлов и создание теоретических основ ВНД)

3 этап (со 2-ой половины XX века) – комплексное изучение организма с использованием обоих принципов (аналитического исследования с целостным подходом).

XIX и XX века ознаменованы многими значительными успехами в изучении функций мозга.

 Выдающаяся роль в исследовании функций мозга принадлежит И. М. Сеченову (1829—1905), который в 1862 г. открыл явление торможения в ЦНС, что во многом определило последующие успехи исследований координации рефлекторной деятельности. Идеи, изложенные И. М. Сеченовым в книге «Рефлексы головного мозга» (1863), определили то, что к рефлекторным актам были отнесены психические явления, внесли новые представления в механизмы деятельности мозга, наметили принципиально новые подходы к его дальнейшим исследованиям. При этом ученый подчеркнул определяющую роль внешней среды в рефлекторной деятельности мозга.

 На качественно новый уровень вывел теорию рефлекторной деятельности мозга И. П. Павлов (1849—1936), создав учение о высшей нервной деятельности (поведении) человека и животных, ее физиологии и патологии. И. П. Павлов основал школу отечественных физиологов, внесшую выдающийся вклад в мировую науку.

 

 

4.            Возрастные периоды развития ребенка. Биогенетический закон, его критика. Теория системогенеза П.К. Анохина.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера (также известен под названиями «закон Геккеля», «закон Мюллера-Геккеля», «закон Дарвина-Мюллера-Геккеля», «основной биогенетический закон»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез).

Накопление фактов и теоретические разработки показали, что биогенетический закон в формулировке Геккеля в чистом виде никогда не выполняется. Рекапитуляция может быть только частичной. В каком-то смысле в биогенетическом законе перепутаны причины и следствия. Филогенез есть последовательность онтогенезов, следовательно, изменения взрослых форм в ходе филогенеза могут основываться только на изменениях онтогенеза. К такому пониманию соотношения онтогенеза и филогенеза пришел, в частности, А. Н. Северцов, который в 1912—1939 гг разработал теорию филэмбриогенезов[14] [1]. Согласно Северцову, все эмбриональные и личиночные признаки делятся наценогенезы и филэмбриогенезы. Термин «ценогенез», предложенный Геккелем, Северцов трактовал иначе; для Геккеля ценогенез (любые новые признаки, искажавшие рекапитуляцию) был противоположностью палингенеза (сохранения в развитии неизменных признаков, имевшихся и у предков). Северцов термином «ценогенез» обозначал признаки, которые служат приспособлениями к эмбриональному или личиночному образу жизни и у взрослых форм не встречаются, так как не могут иметь для них адаптивного значения. К ценогенезам Северцов относил, например, зародышевые оболочки амниот (амнион, хорион, аллантоис), плаценту млекопитающих, яйцевой зуб зародышей птиц и рептилий и др.

Системогене́з (греч. systēma целое, составленное из частей + genesis происхождение)

избирательное созревание функциональных систем и их отдельных частей в процессе онтогенеза; динамика становления и автоматизации разнообразных приобретенных навыков с конечными приспособительными результатами Наряду со становлением различных функциональных систем (Функциональные системы) процессы С. включают и их избирательную инволюцию в пожилом и старческом возрасте, а также проявление в стрессовых ситуациях ранее элиминированных функциональных систем.

Суть С. составляют принцип избирательности (гетерохронии) в развитии отдельных функциональных систем и их компонентов (в пренатальный период, как правило, избирательно и ускоренно созревают функциональные системы, которые обеспечивают выживание новорожденного сразу после рождения); принцип консолидации элементов в функциональных системах (формирующиеся в эмбриогенезе сначала дистантно и изолированно и функционирующие раздельно морфологические элементы объединяются в функциональные системы при достижении полезных для организма приспособительных результатов); принцип минимального обеспечения функций (на ранних стадиях онтогонеза обеспечение функций осуществляется минимумом входящих в функциональную систему элементов; число их может увеличиваться по мере совершенствования деятельности функциональных систем и снова уменьшаться при автоматизации их деятельности).

Еще в начале 70-х гг. П.К. Анохин выдвинул положение о генетической детерминации функциональных систем. Он полагал, что отдельные эмбриональные клетки, расположенные дистантно, но обеспечивающие одну конечную функцию организма, имеют синхронизированную во времени генетическую программу развития. Эти механизмы обеспечивают синхронное включение в работу определенных генных локусов. Эти представления П.К. Анохина в полной мере соответствовали достижениям генетики, выявившим существование систем генов в пределах одной клетки, в пределах геномов различных клеток, а также онтогенетических перестроек генетического аппарата. В свою очередь, данные генетики были подтверждены результатами физиологических исследований, посвященных изменениям нейрональных функций при генных мутациях и системному выключению мозговых структур при наследственных заболеваниях, а также избирательному образованию нейрональных связей в культуре нервной ткани.

 

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.