Здоровье ребенка. Факторы, определяющие и формирующие состояние здоровья детей. Принципы здорового образа жизни.

Лекция для студентов III курса педиатрического факультета ЯГМА.

Профессор Наталия Леонидовна Черная

2015 г.

План лекции:

1. Современные представления о здоровье, определение здоровья, категории здоровых детей.

2. Факторы, определяющие и формирующие здоровье детей в разные возрастные периоды, факторы риска развития заболеваний.

3. Задачи медицинских работников и семьи в управлении процессом формирования здоровья детей.

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (БСЭ).

«Педиатрия отличается от медицины от медицины взрослых тем, что она сочетает медицину болезней и медицину развития». И.М. Воронцов. 1997 г.

Здоровье ребенка:

- Это состояние жизнедеятельности соответствующее биологическому возрасту ребенка;

- состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик,

- состояние оптимального формирования адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста.

Биологический возраст определяется совокупностью морфо-функциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития.

Критерии биологического возраста ребенка

Морфо-функциональные показатели:

1.  Показатели, отражающие зрелость нервной системы: развитие и исчезновение основных рефлексов у детей грудного возраста;

2. Сроки прорезывания молочных зубов и замена их на постоянные;

3. Зрелость форм тела (пропорций) и признаки полового созревания,

4. Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета.

Биохимические показатели:

Ряд объективных критериев функционального и ферментативного профиля у детей и подростков.

Морфо-функциональные критерии биологического возраста

1. Зрелость форм тела (пропорций),

Филиппинский тест – полуростовой скачок.

2. Развитие первичных и вторичных половых признаков в пубертатный период.

Очередность развития у девочек:

- Рост молочных желез,

- Появление гладких лобковых волос,

- Период наиболее быстрого роста,

- Лобковые волосы меняют структуру,

- Появление подмышечных волос,

- Первая менструация (менархе).

Очередность развития у мальчиков:

- Начало роста яичек,

- Появление пушковых волос на лобке,

- Незначительное изменение голоса,

- Первая эякуляция,

- Более грубые лобковые волосы,

- Период наиболее быстрого роста,

- Появление волосяного покрова на ногах и в подмышечных впадинах,

- Ломка голоса,

- Появление растительности на лице,

- Волосяной покров на остальных частях тела.

3. Скелетная зрелость (сроки оссификация скелета).

 Безлучевой, точный и объективный ультразвуковой метод BonAge представляет результаты непосредственного после исследования.

Критерии оценки здоровья детей:

1 Критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,

2 Критерий – уровень нервно-психического развития,

3 Критерий – резистентность организма,

4 Критерий – функциональное состояние органов и систем,

5 Критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.  

Значимую роль в диагностике уровня здоровья как у здорового, так и у больного ребенка играет оценка резистентности (адаптивного статуса) организма.

«… Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, подправляющая и даже совершенствующая». Иван Павлович Павлов.

Адаптация – (приспособление) – совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиях существования, выработанных в условиях длительного эволющионного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Высокие адаптационные возможности ребенка раннего возраста.

«Общий адаптационный синдром» Г. Селье.

1. стадия – тревоги.

Происходит активная мобилизация адаптационных процессов с резким возрастанием устойчивости к стрессовым воздействиям.

2 стадия – резистентности.

Повышается сопротивляемость организма неспецифического характера.

3 стадия – истощение.

Развивается при слишком сильном или длительном стрессировании. Сопровождается истощением резервных защитно-приспособительных механизмов и падением резистентности ко всем видам стрессовых воздействий.

Варианты функционального состояния человека:

- удовлетворительная адаптация к условиях среды – физиологическая адаптация.

- напряжение механизмов адаптации,

- недостаточная, неудовлетворительная адаптация,

- срыв адаптации.

«Здоровье есть способность заболевать и выздоравливать». I. Robin (1992)

Оценка уровня адаптированности организма

Индекс функционального напряжения:

- Организменный уровень

Соотношение артериального давления и частоты сердечных сокращений в покое.

- Клеточный уровень

По показателям содержания ионов калия и натрия в смешанной не стимулированной слюне.

Выделяют 3 уровня адаптированности:

- Нормальная – ИФН менее 1

- Риск – ИФН = 1-2

- Патология – ИФН более 2

Социальные аспекты адаптации

Способность к социализации – «включению» в общество – одно из важнейших критериев здоровья ребенка.

Здоровый ребенок это –

- Оптимальный уровень достигнутого развития (физического, нервно-психического и интеллектуального).

- Отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний.

-  Достаточная функциональная – социальная адаптация ребенка, широкий диапазон приспособительных реакций, толерантность по отношению к допустимым нагрузкам.

- Высокая степень сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям.

Существуют различные уровни степени здоровья.

Состояние здоровья (уровень здоровья) – это та степень приближения к полному здоровью, в которой человек находится в данный момент.

Заключение по состоянию здоровья ребенка первого года жизни:

Диагноз – Экссудативно-катаральный диатез

Физическое развитие – Дефицит массы I степени

Нервно-психическое развитие – Соответствует возрасту – I группа

Резистентность – хорошая

Группа здоровья – II

Группа риска – Патология ЦНС, хронические расстройства питания.

Факторы формирования здоровья:

- Факторы риска – это факторы, не являющиеся непосредственной причиной заболевания, но увеличивающий вероятность ее возникновения.

- Факторы устойчивости – это факторы, способствующие увеличение ресурсов здоровья (здоровый образ жизни).

Формирование здорового образа жизни у детей.

Комплекс мероприятий направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни:

- мотивирование к личной ответственности за свое здоровье,

- разработка индивидуальных подходов по формированию здорового образа у детей,

- борьба с факторами риска развития заболеваний,

- предотвращение социально-значимых заболеваний среди детского населения,

- просвещение и формирование детского населения о вреде здоровью нарушающих форм поведения.

Стратегии формирования здорового образа жизни:

- Массовая стратегия (популяционный уровень) – формирование здорового образа жизни всех детей с целью предупреждения появления у них факторов риска.

- Стратегии высокого риска (на групповом уровне) – коррекция и устранение факторов в группах детей повышенного риска.

- Индивидуальный (семейный) уровень повышения мотивации в выработке рационального общественного образа жизни.

Управление процессами адаптации и качеством жизни:

- Полноценное питание,

- Физические нагрузки и закаливание с рождения

«Физкультура для всех без освобождения!». Физкультура для всех должна быть не спортивной а адаптивной.

Демокрит полагал, что основной фактор сохранения здоровья – рациональный образ жизни (диетика).

«Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому». Демокрит.

Многие заболевания взрослых напрямую сопряжены с неправильной организацией питания в детстве.

Нерациональное питание в раннем детском возрасте является фактором риска развития у взрослых:

- Сердечно-сосудистых заболеваний,

- Метаболического синдрома,

- Заболеваний легких,

- Злокачественных новообразований,

- Нервно-психических отклонений.

«Самые выгодные инвестиции – это вложение грудного молока в рот ребенка». У. Черчиль.

Физическое развитее ребенка раннего возраста – это фундамент дальнейшего всестороннего и гармоничного развития, в том числе и духовного.

Ранний возраст – это время приобретения организмом самостоятельности, время адаптации к внешним нагрузкам.

Семья основа здоровья и благополучия всех ее членов!

Отношение родителей к здоровью и их образ жизни (позитивный или негативный) определяет поведение и здоровье детей, которые копируют сценарий поведения родителей.

Модели здоровья и болезни у врача и больного (родителей) могут не совпадать, поэтому врачу полезно учитывать характеристики житейской модели здоровья и болезни.

Эффективное образование в области здорового образа жизни должен привести:

- к переоценке жизненных ценностей,

- появлению необходимых навыков,

- изменению поведения и стиля жизни детей,

- снижению риска формирования заболеваний. 

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.