Ситуационные задачи: "Реактивность"

Задача №1

Мужчина, 40 лет, нормостенического телосложения, геолог, в декабре месяце заблудился в тайге. Продовольствия имел на два дня. Ночевал, зарывшись в снег. Через 9 дней его, обессиленного, нашли. Через два дня после этого у него стала резко нарастать слабость, появилась одышка и небольшой кашель. Температура 36,50С. Справа под лопаткой зона притупления перкуторного звука; при аускультации - крепитация. Поставлен диагноз «очаговая пневмония».

1. Почему пневмония у больного протекает без лихорадки?

2. Какие факторы в данном случае могли послужить причиной изменения реактивности?

3. Какую роль и почему в этиологии пневмонии в данном случае сыграли стрессорные факторы?

4. Отсутствие лихорадки при наличии инфекционного процесса предвещает благоприятное или неблагоприятное течен6ие болезни в данном случае? Объясните почему.

 

Задача №2

В течение восьми часов солдаты находились под обстрелом противника. Раненый 22 лет астенического телосложения, доставлен на полковой медпункт через час после пулевого ранения мягких тканей плеча, тотчас после ранения ему немедленно был наложен жгут, кровопотеря была небольшая. Однако состояние раненого тяжелое. Он бледен, лицо покрыто холодным потом, температура тела 35,80С, резко заторможен, не жалуется на боль, артериальное давление систолическое 60 мм рт.ст., диастолическое не определяется, пульс 120 в минуту. Несмотря на комплекс противошоковых мероприятий (обезболивающие, вливание кровезаменителей и крови, согревание) раненый скончался.

1. Чем объяснить возникновение шоковой реакции и столь неблагоприятное течение шока при нетяжелом ранении и небольшой кровопотере? Обоснуйте ответ, учитывая сущность сдвигов при стрессе и конституцию раненого.

2. Какую гормональную терапию следовало включить, особенно учитывая конституцию раненого?

 

ЗАДАЧА  № 3.

 

Больной А., 30 лет обратился к врачу с жалобами на слабость, головную боль, насморк, чихание, кашель, боли при глотании. Считает себя больным в течение двух дней. При осмотре: температура тела -–37,9  С, задняя стенка зева и небные дужки гиперемированы, миндалины умеренно увеличены. Дыхание через нос затруднено из-за отека слизистой и обильно образующегося серозного секрета. Подчелюстные лимфатические узлы плотные, несколько увеличенные, частота сердечных сокращений – 70 за минуту, в легких - дыхание везикулярное. С диагнозом ОРВИ больному назначено лечение в амбулаторных условиях: постельный режим, обильное питье, аспирин по 250 мг три раза в день, витамин С по 200 мг четыре раза в день, и с целью облегчения носового дыхания – нафтизин по 3-5 капель 2-3 раза в день.

Нарушив рекомендации врача, пациент самостоятельно увеличил дозу и частоту использования нафтизина. Продолжительность сосудосуживающего эффекта препарата на слизистую носа быстро уменьшилась. Это привело к тому, что уже на второй день лечения нафтизин использовался практически ежечасно. Причем, несмотря на постоянно увеличиваемую дозу, терапевтическое действие препарата снижалось, вплоть до его полного исчезновения. В этой связи применение нафтизина было отменено лечащим врачом.

Через 10 дней от начала заболевания температура тела нормализовалась, прекратились кашель и чихание, исчезла боль при глотании, и пациент был выписан на работу. Однако в течение последующих трех месяцев у него периодически возникала заложенность носа, беспокоило постоянное ощущение сухости и жжения слизистой носа. В этой связи больной обратился за консультацией к оторинолярингологу. После осмотра был установлен диагноз: атрофический ринит.

 

  1. Какой процесс может лежать в основе уменьшения сосудосуживающего действия нафтизина на слизистую оболочку носа в данном случае ?
  2. Каким образом можно было избежать нежелательного повышения резистентности к препарату в процессе лечения ?
  3. Можно ли рассматривать возникновение атрофического ринита как следствие неправильного использования нафтизина ?
  4. Следует ли, в данном случае, считать атрофический ринит в качестве осложнения перенесенной острой респираторной вирусной инфекции ?

 

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ ПО ТЕМЕ «РЕАКТИВНОСТЬ»

 Задача №1

1. Действие пирогенов проявляется в виде гипергии.

2. Полное голодание, действие холода.

3. Наступила стадия истощения в стрессовой реакции, сопровождающаяся снижением резистентности.

4. Лихорадка - это защитный процесс. Ее отсутствие в данном случае прогностически неблагоприятно.

 Задача №2

1. Астеник менее устойчив к действию стрессовых факторов вследствие быстро заканчивающейся стадии резистентости (конституционально низкий уровень глюкокортикоидов).

2. Назначить глюкокортикоиды в значительных дозах.

 

 

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.