Ситуационные задачи: "Иммунопатология"

Задача №1

Больная, 15 лет, доставлена в приемный покой больницы машиной «скорой помощи» в тяжелом состоянии: сознание утрачено, кожа и слизистые оболочки цианотичны, дыхание поверхностное с преимущественным затруднением выдоха. После нескольких судорожных движений больная умерла при явлениях асфиксии. При расследовании выяснилось, что больная 1,5 месяца назад прошла курс лечения пенициллином по поводу очаговой пневмонии. Два дня назад у больной появились пульсирующие боли в левом ухе, на следующий день - гноетечение из уха. Был поставлен диагноз: гнойный отит и назначено лечение, включающее внутримышечное введение новокаиновой соли пенициллина. Через 10 минут после введения 600000 ед пенициллина больная почувствовала себя плохо. Возникла слабость, появилась резкая одышка. Смерть наступила через 1 час после введения пенициллина.

1. Какой аллергический процесс развился у больной?

2. Какие антитела участвуют в нем?

3. Патогенетические принципы лечения и профилактики?

 

Задача №2

Больной, 16 лет, по поводу ранения стопы ржавым гвоздем введена противостолбнячная сыворотка по Безредке. На десятый день после введения препарата у больной появились крупные бляшки крапивницы, приподнимающиеся над поверхностью отечной кожи. Сыпь покрыла кожу лица, спины, живота и бедер. Веки, щеки и губы распухли. Больная жаловалась на зуд кожи и боли в суставах. Температура тела колебалась от 37,70С до 38,30С.

1. Какой типовой процесс лежал в основе осложнения лек. терапии?

2. Как объяснить отек кожи и появление крапивницы у больной?

 

Задача№3

Ребенок, 9 лет, жалуется на общее недомогание, слабость, потерю аппетита. По вечерам температура тела повышается до 37,5С. Педиатр не обнаружил никаких изменений со стороны внутренних органов. При рентгеноскопии легких справа был обнаружен так называемый «первичный комплекс»: первичный очаг, расположенный субплеврально, лимфангит и увеличение прикорневых лимфатических узлов. Ребенку сделана реакция Манту (на внутренней поверхности предплечья внутрикожно введен туберкулин). Реакция Манту оказалась резко положительной: через 24 часа на месте нанесения туберкулина обнаружена папула (узелок) диаметром 25 мм с зоной гиперемии (ареолой) в окружности. Из анамнеза известно, что три месяца назад реакция Манту была отрицательной.

1. Какой типовой патологический процесс лежит в основе положительной реакции Манту?

2. О чем она свидетельствует?

3. Что должен сделать врач?

 

Задача №4

Ребенку с врожденной аплазией вилочковой железы была произведена пересадка вилочковой железы от погибшего ребенка. По прошествии недели у реципиента появились диарея и истощение. Через 5 недель ребенок погиб.

1. С какой целью была произведена трансплантация вилочковой железы?

2. Какая патология возникла в связи с трансплантацией и привела к гибели?

 

ЗАДАЧА №5

            Ребёнку 10 лет с диагнозом-левосторонняя пневмония врач назначила антибиотик ампициллин. Через 6 часов после приёма у него появились отёчность левой половины шеи, зуд кожных покровов.

  1. Какой патологический процесс возник у ребёнка?
  2. Какого типа данный процесс?
  3. Образуются ли в данном случае АТ и если да, то какие?
  4. Чем можно объяснить появление отёчности и зуда?
  5. Какую медикаментозную терапию можно провести?

 

ЗАДАЧА №6

            Больному 35 лет в стоматологическом кабинете удалили зуб. После местной анестезии новокаином больному стало плохо. У него закружилась голова, побледнели кожные покровы. Через несколько минут больной потерял сознание. При измерении артериального давления оно оказалось 85/50.

  1. Какой аллергичекий процесс развился у больного?
  2. Какого типа данный процесс?
  3. Чем объясняется резкое падение давления?

 

ЗАДАЧА №7

            Больная К 20 лет обратилась к врачу с жалобами на боли при глотании, повышение температуры до 38 градусов. При обследовании выявлено: резкая гиперемия и отёчность зева, увеличение подчелюстных лимфатических узлов. Больной был поставлен диагноз- катаральная ангина и назначен сульфадиметоксин. На 10 день после начала лечения на слизистой оболочке ротовой полости появились изъязвления, в крови резко уменьшилось количество гранулоцитов.

  1. С чем связано резкое уменьшение гранулоцитов?
  2. Какой типовой патологический процесс лежит в основе данного явления?
  3. Какого типа данный процесс?
  4. Как объяснить появление изъязвлений на слизистой?

 

ЗАДАЧА №8

            Больной С 12 лет обратился к врачу с жалобами на появление спастических болей в животе, чувство переполнености кишечника. Данные явления возникали через 3 часа после еды. Стул у больного имел желеобразную консистенцию. Данные симптомы появились только после употребления рыбы. Толстая кишка при пальпации- болезненна и напряжена. В крови больного выявлено увеличенное количество эозинофилов.

  1. Какой типовой патологический процесс лежит в основе данного явления?
  2. Какого типа данный процесс?
  3. Как объяснить увеличение количества эозинофилов?

 

 

 

 

ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «ИММУНОПАТОЛОГИЯ»

 

Задача №1

1. Аллергический процесс немедленного типа (анафилактический шок).

2. Реагины.

 

Задача №2

1. Аллергический процесс немедленного типа. Первичная, поздняя сывороточная болезнь.

2. Выделением БАВ.

 

Задача №3

1. Аллергический процесс замедленного типа.

2. О сенсибилизации организма антигеном туберкулезной этиологии.

3. Назначить лечение.

 

Задача №4

1. Для стимуляции иммунной системы.

2. Аллогенная болезнь.

 

Задача   №5

  1. Аллергический процесс немедленного действия.
  2. Анафилактический тип.
  3. Реагины.
  4. Действие БАВ; повышающих сосудистую проницаемость.
  5. Десенсибилизирующую.

 

Задача №6

  1. Аллергический процесс немедленного действия.
  2. Анафилактический тип.
  3. Расширение периферических сосудов.

 

Задача №7

  1. Разрушение гранулоцитов.
  2. Аллергический процесс немедленного действия.
  3. Цититоксический тип.
  4. Снижение количества лейкоцитов, выполняющих защитную функцию.

 

Задача №8

  1. Аллергический процесс немедленного действия.
  2. Анафилактический тип.
  3. Повышение эозинофилов, связаны с тем что, они поглащают комплекс АГ+АТ.

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.