Ситуационные задачи: "Патофизиология крови и кроветворения"

Задача №1

К врачу обратились три женщины с жалобами на общую слабость, повышенную утомляемость, сонливость, одышку, сердцебиение. Больные пониженной упитанности. Кожа и слизистые оболочки бледные. На верхушке сердца выслушивается слабый систолический шум. Анализ крови у всех приблизительно одинаков: гемоглобин - 70 г/л, эритроцитов - 3,5х1012/л, ССГЭ - 20 пг, Цп - 0,6, лейкоцитов - 4,2х109/л. В мазке: пойкилоцитоз, анизоцитоз (с преобладанием микроцитов), гипохромия.

Всем больным назначен прием препаратов железа. После проведенного курса лечения у одной - анализ крови нормализовался, а у двоих остался без изменений. Этим больным назначено парентеральное введение препаратов железа. В результате анализ рови у одной нормализовался, а вторая почувствовала себя хуже, улучшения картины крови не было и введение препаратов железа отменили.

1. К какой патогенетической группе относится анемия у этих больных?

2. Можно ли сократить сроки лечения больных? Какое исследование для этого нужно было провести, чтобы сделать лечение более целенаправленным?

3. О каком механизме возникновения анемии свидетельствует неэффективность лечения у третьей больной?

4. Как можно установить заранее, что введение препаратов железа не будет эффективным?

5. Почему лечение привело к ухудшению состояния третьей больной?

 

Задача №2

Мальчик 2 лет поступил в клинку с явлениями слабости, головокружения, тошноты. Отмечался красный цвет мочи. Заболевание отец связывает с тем, что два дня тому назад ребенок выпил лекарство, полученное из аптеки для больной матери. При осмотре отмечается, что склеры и кожные покровы желтушные. Других отклонений не обнаружено.

В анализе крови:

гемоглобин - 60 г/л, эритроцитов - 1,6х1012/л, ретикулоцитов - 300%0, анизоцитоз, выраженная полихроматофилия, отдельные нормоциты, лейкоцитов - 9500 в 1 мкл, нейтрофилов 75%. В анализе мочи отмечена протеинурия. Гематурии нет.

1. Рассчитайте цветовой показатель и ССГЭ.

2. К какой патогенетической группе относится данная анемия?

3. Как объяснить увеличение содержания ретикулоцитов?

4. Какова причина нейтрофильного лейкоцитоза?

5. О чем свидетельствует в данном случае красный цвет мочи?

6. Реакция на билирубин окажется прямая или непрямая?

 

Задача №3

Больной А., 46 лет, поступил в клинику по поводу стеноза привратника на почве язвенного процесса. После каждого приема пищи у больного возникает рвота. Больной истощен. Кожные покровы сухие, бледные, тургор резко снижен. Слизистая рта ярко-красного цвета. В углах рта трещины. Язык ярко-красный, сосочки сглажены.

Анализ крови: гемоглобин - 150 г/л, эритроцитов - 5,5х1012/л, ретикулоцито - 10%0, микроцитоз. Лейкоцитов - 6х109/л. Лейкограмма не изменена.

1. Вычислите цветовой показатель и ССГЭ.

2. Есть ли у больного анемия?

3. Эритроцитоз истинный или ложный?

4. Какого следует ожидать у этого больного гематокрита и общего объема крови?

5. О чем свидетельствуют изменения слизистой рта и языка?

 

Задача №4

Больной, 32 лет, доставлен в клинику с температурой 39,90С, кровотечением из носа. При осмотре обращает внимание резкая бледность кожных покровов, множественные кровоизлияния. При осмотре зева - некротическая ангина. Увеличена печень и селезенка.

Анализ крови: гемоглобин - 65 г/л, эритроцитов - 2,1х1012/л, цветовой показатель - 0,9, ретикулоцитов - 2%0, лейкоцитов - 3х109/л.

Лейкограмма: миелобластов - 64%, промиелоцитов - 0, миелоцитов - 0, юных - 0, палочкоядерных - 0, сегментоядерных - 23%, базофилов - 2%, эозинофилов - 6%, лимфоцитов - 3%, моноцитов - 2%, СОЭ - 60 мм/ч.

1. О каком заболевании свидетельствует изменение крови?

2. К какой патогенетической группе относится анемия; причина ее возникновения?

3. Почему у больного понижена свертываемость крови?

4. Соответствует ли СОЭ степени анемизации?

 

Задача №5

Больная, 27 лет, мать троих детей, обратилась с жалобами на повышенную утомляемость, постоянную слабость, боли в мышцах, снижение аппетита и извращение вкуса, временами затруднение при глотании, выпадение волос, усиление менструальных кровотечений. При осмотре отмечается бледность и сухость кожных покровов, бледность конъюнктивы. На верхушке сердца небольшой систолический шум. Других отклонений не отмечено.

Анализ крови: гемоглобин - 120 г/л, эритроцитов - 4х1012/л, ССГЭ - 30 пг, лейкоцитов - 3,5х109/л.

1. О чем свидетельсвуют жалобы больной и имеющиеся данные клинического обследования?

2. Какое дополнительное исследование желательно для подтверждения диагноза?

3. Каков механизм возникновения в данном случае таких симптомов как слабость, боли в мышцах, выпадение волос, систолический шум?

4. Какое лечение назначите?

 

ОТВЕТЫ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

«ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ И КРОВЕТВОРЕНИЯ»

 

Задача №1

1. Анемии в результате нарушения эритропоэза, а именно уменьшения синтеза гемоглобина.

2. Можно. Определить содержание железа в плазме крови. Повышенное содержание его в крови указало бы на неэффективность его применения.

3. Ахрезия железа.

4.  См. п.2.

5. Так как формируется гемахроматоз.

 

Задача №2

1. ССГЭ=60/1,6=37,4 пг; Цп=37,4/33=1,13.

2. К группе гемолитических анемий.

3. Влиянием эритропоэтинов.

4. Гемолиз эритроцитов.

5. Гемоглобинурия.

6. Непрямая.

 

Задача №3

1. ССГЭ=115/5=23 пг; Цп=23/33=0,7.

2. Есть, замаскированная сгущением крови.

3. Ложный.

4. Гематокрит повышен. Общий объем крови уменьшен.

5. О скрытом дефиците железа.

 

Задача №4

1. Об остром миелолейкозе.

2. Анемии в результате нарушения эритропоэза из-за повреждения кроветворной ткани.

3. Из-за снижения выработки тромбоцитов.

4. Не соответствует. СОЭ должно быть 27 мм/ч.

 

Задача №5

1. О «скрытом» дефиците железа в плазме крови.

2. Исследование содержания железа в плазме крови.

3. Нарушение синтеза дыхательных ферментов и окислительных процессов.

4. Препараты железа.

 

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.