Организация санитарно - гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий среди населения при ЧС и в военное время

Учебные вопросы:

 

1. Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС. Критерии ЧЭС. 

2. Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.

3. Организация санитарной экспертизы и защиты продуктов питания, пищевого сырья, воды в ЧС.

4. Эпидемии инфекционных заболеваний и групповые отравления Мероприятия по локализации очагов массовых инфекционных заболеваний в очаге бакзаражения (ОБЗ).

5. Основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые при проведении эвакуационных мероприятий  в местах временного расселения.

 

Введение

     Изучение истории различных СБ, катастроф и войн, происхо­дивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС час­то возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемо­сти среди пострадавшего населения.

     В период и после происшедших СБ, аварий, катастроф, в ходе ведения боевых действий происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта населения, появляется большое число механических травм, ожогов и других поражений, при которых значительно снижается естественная резистентность организма, возни­кают стрессовые состояния и другие явления. Население лишается жилищного фон­да, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания. Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, сущест­венно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, создается положение когда потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными в течение длительного времени, имеют многочисленные контак­ты с окружающими их лицами.

При нарушении экологических систем возможно «оживление» при­родных очагов особо опасных инфекций (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.) и их распространение.

Наличие в лабораториях и накопление некоторыми странами бактериальных средств в качестве биологического оружия дают основание предполо­жить возможность использования их в войне, а также вероятность рассеивания в виде аэрозоля в мирное время.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий наряду с  лечебно - эвакуационными мероприятиями в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС име­ет весьма важное значение в сохранении жизни, здоровья и трудоспособности населения, пострадавшего при ЧС и в ходе ведения боевых действий.

 

Вопрос № 1

Задачи, принципы и основные мероприятия санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС. Критерии ЧЭС.

Санитарно -   противоэпидемическое обеспечение в ЧС - это  составная часть медико-санитарного обеспечения населения, включает в себя ком­плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противоэпидемических ­ мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:

  1. Предупреждение возникновения массовых инфекционных заболеваний среди населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а в случае возникновения, на их быстрейшую ликвидацию.
  2. Со­хранение и укрепление здоровья населения, поддержание его трудоспособности путем обеспечения санитарного благополучия и устранения неблагоприятных санитарных последствий ЧС или применения противником ОМП в военное время.
  3. Контроль за соблюдением санитарных пра­вил и норм в зоне ЧС и в местах расселения пострадавшего населения.

Санитарно - противоэпидемиологическое обес­печение строится на следующих принципах:

  1. государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы;
  2. единый подход к организации санитарно - противоэпидемических  мероприятий;
  3. соответствие содержания и объема мероприятий, санитарно - эпидемической обстановке;
  4. дифференцированный подход к формированию сил и средств службы, с учетом региональ­ных особенностей, уровня потенциальной опасности территорий;
  5. постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность;
  6. взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава с органами и учреждениями  других ведомственных медико-сани­тарных служб.

 

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС СЭС проводит следующие ос­новные мероприятия:

  1. осуществляет контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой  в зоне ЧС и вокруг нее;
  2. ор­ганизует экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, на загрязненность радиоактивными веществами, отравляю­щими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;
  3. проводит специальную подготовку сотрудников санитарно-эпидемиологиче­ских учреждений и формирований для работы в ЧС;
  4. поддерживает в высокой степени готовности территориальные центры Гос­санэпиднадзора, формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и сред­ства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;
  5. осуществляет накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицин­ского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений са­нитарно-эпидемиологической службы в ЧС;
  6. осуществляет контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;
  7. организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля по своевремен­ному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) зара­жения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продоволь­ствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;
  8. осуществляет прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации.

 

     В районах ЧС из-за ухудшения санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки, зачастую возникают эпидемические очаги.

Эпидемический очаг это:

- место пребывания заболевших инфекционной болезнью людей.

- либо территория, в пределах которой произошло заражение людей или сельскохозяйственных животных возбу­дителями заразных болезней.

Характерными особенностями эпидочага в районах ЧС являются:

•  массовость заражения людей и формирование множественных очагов;

•  длительность действия очага за счет не выявленных источников;

• сокращенный инкубационный периода из-за постоянного контакта с не выявленными источниками инфекций;

•  наличие большой инфицирующей дозы возбудителей;

•  отсутствие защиты населения и пораженных от контакта с заразными боль­ными в связи с несвоевременной изоляцией инфекционных больных и  несвоевременной  диагностики.

Чрезвычайная эпидемиологическая ситуация (ЧЭС) оценивается по следующим критериям:

  1. риску заноса и распространения инфекционных болезней среди  населения;
  2. прогрессирующему нарастанию инфекционной заболеваемости среди населения в эпидочаге.
  3. угрозе появления значительного числа инфекционных больных с разной этиологией за счет «фактора перемешивания»;
  4. возможному социальному и экономическому ущербу;
  5. появлению тяжелых форм инфекционных болезней, препятствующих своевременной эвакуа­ции больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;
  6. невозможностью территориальных органов полностью справиться с эпидситуацией;
  7. 7.     опасностью передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы проводят тщательное эпидемиологическое расследование, оценивают эпидемическое состояние территории, формулируют гипотезу о характере возбудителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Санитарно – эпидемическое  состояние  района  ЧС  может  быть  оценено как  благопо­лучное,  неустойчивое,  неблагополучное  и  чрезвычайное:

     Благополучное состояние характеризуется:

- наличием единичных инфекционных за­болеваний, не связанных друг с другом;

-   удовлетворительным санитарным состояние территории, объектов водоснабжения;

-   коммунальной благоустроенностью.

     Неустойчивое состояние характеризуется:

-   ростом уровня инфекционной заболеваемости или воз­никновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению;

-   наличием эпизоотических очагов зоонозных инфекций, представляющих угрозу для людей;

- появлением единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой при удовлетворитель­ном санитарном состоянии территории.

     Неблагополучное состояние характеризуется:

- появлением групповых случаев опасных инфекци­онных заболеваний в зоне ЧС при наличии условий для их дальнейшего распространения;

- многочисленных заболеваний неизвестной этиологии;

- возникновением единичных за­болеваний ООИ;  

  Чрезвычайное состояние характеризуется: 

- резким нарастанием в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;

- наличием повторных или групповых заболеваний ООИ;

- активизацией в зоне ЧС при­родных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.

 

Вопрос 2

Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля.

Система СНЛК включает в себя службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и ГСЭН. Она является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС. Имеет три уровня: федеральный, региональный, местный и функционирует в трех режимах деятельности. Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России.

 Служба выполняет три основные задачи:

1. Наблюдение за объектами внешней среды. Это обеспечивает своевременное обнаружение зараженности объектов окружающей среды (продовольствия, пищевого и фуражного сы­рья, питьевой воды) РВ, ОВ, АОХВ и БС с помощью технических средств.

2. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах с объектов окружающей среды (продовольствии, пищевом и фуражном сырье, воде) искомого аген­та, а именно РВ, ОВ, АОХВ, БС.

3. Индикация аген­та - подтверждение факта заражения (загрязне­ния) и определение вида РВ, ОВ, АОХВ, БС.

     Выполнение этих задач системой СНЛК позволяет вовремя принять экстренные меры по защите населения, сельскохозяйственного про­изводства от РВ, АОХВ (ОВ), возбудителей инфекционных заболеваний.

          Система СНЛК включает в себя:

•    Всероссийский центр наблюдения и лабораторного  контроля МЧС;

•    академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;

•    кафедры (лаборатории) ряда ВУЗов (гидрометеорологическо­го, хим., токсикологического, ветеринарного, агрохимического и др. профилей);

•    территориальные центры по гидрометеорологии и мониторин­гу окружающей среды;

•    авиа- и гидрометеорологические станции и посты;

•    специализированные комбинаты «Радон»;

•    ЦГСЭН на воз­душном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);

•    территориальные ЦГСЭН;

•    ЦГСЭН на железнодорожном транспорте России.

•    противочумные учреждения;

•    пограничные пункты по карантину растений;

•    ветеринарные лаборатории;

•    посты радиационного и химического наблюдения;

•    химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;

•    и  т. д.

Химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны проводят радиационную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах за­ражения, индикацию OB (AOXB) в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов объектовых ла­бораторий, включая в СНЛК.

     Посты радиационного и химического наблюдения осуществляют наблюдение за внешней средой и своевременное обнаружение в объектах окружаю­щей среды РВ, ОВ и АОХВ и их индикацию техническими средствами.

     В соответствии со схемой лабораторных исследований в учреждениях и форми­рованиях ЦГСЭН ежедневно можно исследовать до 30 микробиологических проб, 50 - токсико-химических и до 100 – радиологических проб.

     После доставки проб из эпидочага определяется вид бактерий, при чем предварительный ответ выдается через 1-3 ч, а окончательный  через 12-48 ч.

 

Вопрос 3

Организация санитарной экспертизы и защиты продуктов питания, пищевого сырья, воды в ЧС.

При применении противником ОМП или при ряде техногенных ЧС мирного времени может произойти загрязнение продовольствия, продуктов питания и  воды РВ, ОВ, БС. Степень загрязнения продуктов питания зависит от вида продукта питания, степени герметизации, вида тары, качества упаковки, времени воздействия и стойкости воздействующего агента.

     Густоконсистентные и сыпучие продукты питания загрязняются в основном поверхностно, а жидкие - по всему объе­му.

РВ в зерно могут проникать на глубину до 30 мм, в хлебобулочные изделия - до 10 мм.   ФОВ проникают в виде паров в хлеб на глубину до 20 мм, в мясо - до 70 мм, в макаронные изделия – до 160 мм.     Заражение продуктов питания и воды БС может произойти при оседа­нии на них аэрозолей с микробными рецептурами, контакте с зараженными насеко­мыми, грызунами, больными людьми.

Большинство пищевых про­дуктов является хорошей питательной средой для развития и накопления патогенных микроорганизмов.  (возбудитель холеры сохраняется в масле до 30 сут, в черном хлебе - до 4 сут, в белом хлебе - до 26, на овощах и фруктах -8 сут; дизентерийный микроб живет в воде - до 92, на хлебе - до 20, на свежих овощах и фруктах - до 6 сут.    

     Общая ответственность за проведение мероприятий по защите продовольствия и пить­евой воды возлагается на руководителей соответствующих административных  терри­торий, в военное время на начальников ГО. Непосредственная ответственность за выполнение этих мероприятий возлагается на руководителей соответствующих предприятий и объектов.

 

Защита различных видов продовольствия и воды осуществляется по следующим основным направлениям:

а)   организационное;

б)   инженерно-техническое;

в) санитарно-гигиеническое.

Организационное направление включает в себя:

•    рассредоточение запасов продовольствия в загородной зоне при угрозе воз­никновения ЧС;

•    подготовку рабочих и служащих продовольственных объектов к проведению мероприятий по защите продовольствия и воды, а также к проведе­нию работ по их обеззараживанию;

•  подготовку лаб. ЦСЭН и формирований для индикации РВ, АОХВ, ОВ, БС, проведения санитарной экспертизы и лабораторного контроля за загрязненностью продовольствия и питьевой воды;

•    накопление средств обеззараживания.

б)   Инженерно-техническое направление включает в себя:

•    строительство новых продовольственных складов, элеваторов в загородной зоне и реконструкция старых;

•    проведение работ по герметизации складских и производственных помеще­ний;

•    внедрение герметического оборудования и тары для хранения продовольствия;

•    постоянное содержание мест водозабора и водопроводной сети в технически исправном состоянии, а также создание герметичных емкостей для хранения питьевой воды.

в)   Санитарно-гигиеническое направление включает в себя:

• Соблюдение санитарных норм и требований при хранении, транспортировке продовольствия, содержание во­доисточников  в соответствии с  санитарно-гигиеническими требованиями;

•  содержание в чистоте  территории и помещений объектов;

•  проведение работ по уничтожению насекомых и грызунов на территории объектов;

•  соблюдение рабочими и служащими пищевых объектов правил личной гигиены;

•  строгое выполнение санитарных норм и правил технологической и кулинар­ной обработки продуктов питания на предприятиях общественного питания и на предприятиях перерабатывающих про­довольственное сырье.

Мероприятия по обеззараживанию продовольствия и питьевой воды на базах, складах, торговых, промышленных предприятиях и водо­насосных станциях организуются руководителями этих объектов и осуществляются силами и средствами объектовых формирований.

Контроль за качеством обеззараживания продуктов питания и воды осуществляется службой санитарно-эпидемиологического надзора.

Обеззараживание подразделяется на: естественное и искусственное.

     Естественное обеззараживание осуществляется путем оставления зараженного продовольствия и воды на определенный срок, за который происходит са­мообеззараживание продукта. Оставленные на самообеззараживание продукты питания, фураж и ис­точники водоснабжения обозначаются знаками «Заражено», за ними организуется на­блюдение и лабораторный контроль. Продовольствие и питьевая вода, зараженные БС, естественному обеззараживанию не подлежат.

     Искусственное обеззараживание производится различными способами:

  • обмывание тары водой или мыльными растворами,
  • обработка дезсредствами,
  • обтирание тары ветошью,
  • перекладывание продуктов в чистую тару,
  • удаление загрязненного (зараженного) слоя продукта,
  • отстаивание жидких продуктов (при загрязнении РВ) и т.д.    

Обезвреживание продовольствия и воды включает в себя дезактивацию, дегаза­цию и дезинфекцию.

Данные вопросы вы проходили подробно в курсе общей гигиены.

     При возникновении очага загрязнения (заражения) служба торговли и питания организует свою работу в следующей последовательности:

I

 На пищевом объекте, продскладе силами объектовой медслужбы и контрольными звеньями объекта проводится обследование терри­тории, складских помещений, продовольственного транспорта, тары, инвентаря с составлением акта обследования.

II

Проводится  осмотр пищевых продуктов  и их сортировка на:

- явно загрязненные (заражен­ные);

- подозрительные на загрязнение - не имеющие внешних признаков загрязнения (заражения), но находящиеся вблизи загряз­ненных (зараженных) помещений или территорий.

- незагрязненные (незараженные) -  это продукты, хранящиеся в надежных и неповрежденных укрытиях и емкостях.

     Экспертизе подлежит только подозрительное на загрязнение (за­ражение) продовольствие и продовольствие после его обезвреживания.

III

     После обследования и проведения сортировки продуктов питания и воды приступают к отбору проб.

Пробы воды и жидких продук­тов берутся после тщательного перемешивания. Пробы сухих продуктов берут с наи­более подозрительных по загрязнению мест с поверхностных слоев.    

Взятые пробы помещают в банки, бутылки, пакеты, которые упако­вываются в прорезиненный мешок и в кратчайшие сроки доставляются в лаборато­рию вместе с сопроводительной запиской, в которой указываются вид объекта, условия содержания продукта, состояние тары, вид продукта (название водоисточника), цель исследования, дата взятия пробы.

Лица, производящие забор проб, должны быть в защитной одежде и использовать средства защиты орга­нов дыхания, а после окончания работ пройти полную санитарную обработку.

     Подозрительные продукты и питьевая вода до получения результатов лабора­торного анализа должны находиться в сохранности, считаются условно загрязненными (зараженными) и не могут быть использованы для питания.

IV

     Отпуск пищевых продуктов, подозрительных на заражение, производится толь­ко после проведения санитарной экспертизы.  

В результате экспертизы санитарным экспертом могут быть приняты следующие решения:

1. Продукт разрешается для использования без всяких ограни­чений (не имеет загрязнения или заражения);

2. Продукт годен к употреблению здоровыми людьми в течение определенного срока, если количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не превышает пре­дельно допустимые нормы. Этот продукт не может быть направлен в детские и ЛУ. В сопровододительных документах и на таре делается отметка «Д-РВ» или «Д-АОХВ» (допустимое загрязнение РВ или АОХВ). Продукты, зараженные БС, должны быть полностью обеззаражены.

3.  Продукт годен к употреблению, но подлежит реализации через систему об­щепита, если есть уверенность, что после кулинарной и техно­логической обработки количество РВ (концентрация АОХВ, ОВ) не будет превышать допустимые нормы, а БС будут полностью отсутствовать. Такое заключение, санитарный эксперт дает после проведение контрольной варки.  После нее готовый продукт подлежит повторному исследованию.

4.  Продукт подлежит обезвреживанию с по­вторной экспертизой.

5. Продукт не пригоден к употреблению в пищу, но может быть использован для технических нужд (передан на утилизацию);

6.   Продукт не пригоден к употреблению и подлежит уничтожению.

     Уничтожение загрязненного (зараженного) продовольствия производится путем сжигания или закапывания на глубину не менее 1,5 м с предварительной денатурацией нефтью, лизо­лом, хлорной известью, керосином и т.п.

Продукты, подлежащие утилизации или унич­тожению, перевозят в специально оборудованных закрытых машинах. Транспорт после перевозки загрязненных (зараженных) продуктов подлежит обеззараживанию.

 

Вопрос 4

Эпидемии инфек. заболеваний и групповые отравления. Мероприятия по локализации очагов массовых инфекционных заболеваний в ОБЗ.

Эпидемия - это массовое инфекционное заболевание людей в пределах определенного региона, когда уровень инфекционной заболеваемости на данной территории значительно превышает обычно регистрируемый уровень заболеваемости  для этой территории.

     Возникновение эпидемий может быть связано с

ü Природными факторами,

ü Климатическими факторами,

ü Материально-бытовыми факторами,

ü Социальны­ми условиями,

ü а также с биоритмами макро- и микроорганизмов.

Ус­ловно эпидемии можно подразделить на: естественные и искусственные.

Возникновению эпидемии инфекционных заболеваний в ЧС и в военное время способствует:

  1. Резкое ухудшение социальных условий жизни и быта населения (скученность, утрата жилищного фон­да, отсутствие электроэнергии, питьевой воды, разрушение канализации, нарушение работы банно-прачечных учреждений, ухудшение организации питания).
  2. Интенсивная миграция людей.
  3. Появление большого числа лиц с лучевой болезнью, механическими травмами, ожогами, стрессовыми состояниями,  которые значительно снижают резистентность организма  и повышают восприимчивость к инфекциям.
  4. Частая не изолированность источников инфекции.
  5. Возможно массовое размножение грызунов, появление эпизоотии среди них, а также может  происходить активиза­ция при­родных очагов ООИ (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.).
  6. Возможное применение противником БО в военное время.
  7. Ухудшение санитарно-гигиенического состояния территории за счет разрушения промышленных предприятий, наличия трупов людей и животных, гниющих продуктов жи­вотного и растительного происхождения.
  8.  Выход из строя или нарушения работы сети санитарно-эпидемиологических и ЛПУ  в результате ЧС или ведения боевых действий.

 

  Мероприятия по ликвидации эпидемиологических очагов (очагов заражения биологическими агентами) проводятся в соответствии с планом  противоэпидемической защиты,  который  составляется ЦГСЭН совместно с органом управ­ления здравоохранением и утверждается соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления.

Решение о введении плана противоэпидемической защиты населе­ния принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК) в мирное время или начальник ГО области, города в военное время.

     СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти. Возглавляет ее Глава администрации или его замес­титель. Зампредседателя СПК назначается главный государственный санитарный врач административной территории. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории (представители органов управления и учреждений медслужбы, ОВД, воинских частей, ельского хозяйства, транспортного сообщения, торговли и др.).

 Основные противоэпидемические мероприятия при ликвидации эпиде­мического очага (ОБЗ):

  1.  регистрация и оповещение;
  2.  эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;
  3. выявление, изоляция и госпитализация заболевших;
  4. проведение режимно - ограничительных  мероприятий (карантин, обсервация);
  5. экстренная неспецифическая и специфическая профилактика;
  6. обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);
  7. выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за по­раженным населением;
  8. санитарно-разъяснительная работа.

 

*  При выявлении больных ООИ или групповых заболеваний острозаразными болезнями или если имеется установленный факт применения противником БС, проводится оповещение населения.

 

*   Проводится санитарно-эпидемиологическая разведка или эпидобследование предполагаемого района заражения, с отбором проб из внешней среды, отлов подозрительных насекомых, грызунов и т.д. Для этого создаются ГЭР.

 

*  Организуется активное выявление больных, их изоляция и госпитализация.

 (Своевременная и ранняя изоляция больного с проведением заключительной дезинфекции является кардиналь­ной мерой предотвращающей распространение инфекции).

При выявлении больных особо опасными инфекционными заболеваниями не позд­нее чем через 6-8 ч организуется проведение подворных обходов по участковому принципу курации, с разделением участка на микроучастки. Работа на микроучастке осуществляется медбригадой в составе: вра­ча, двух медсестер, двух дезинфекторов и нескольких человек-ак­тивистов (уполномоченных) от местного населения.

На такую бригаду выделяют участок с населением до 2000 чел.  Она обеспечивается укладкой для забора материала от больных, препарата­ми для экстренной профилактики, дезсредствамими (1,5 л), специальными бланками, ей может придаваться автотранспорт.

     Помимо выявления больных и заподозренных на заболевание, подворные обходы проводятся для проверки осуществления госпитализации больных, массовых прививок, для наблюде­ния за сансостоянием жилищ и территории, осуществления санитарно-разъяснительной работы.

Следует особо подчеркнуть, что работа бригады проводится в условиях строгого противоэпидемическо­го режима, т.е. личный состав бригады работает в защитной оде­жде. Комплекты этой одежды хранятся в ЛПУ.

     Каждая бригада составляет поквартирные списки населения, проживающего на данной территории, включая приезжих.

     Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими проживающими). Результаты термометрии зано­сятся в специальный журнал.

В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции.

Пациенты с повышенной температу­рой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характер­ными для данного заболевания, - в инфекционный стационар.

     В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму. Руководитель бригады обобщает полученные сведения и передает их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района.

 

*  В зависимости от особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки может  организовываться карантин или обсервация.

Карантин – это комплекс строгих режимно - ограничительных, изоляционных и противоэпидемических мероприятий, на­правленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания как за пределы эпидочага, так и разноса его внутри очага.

Организация карантина включает в себя:

  1. Полную изоляцию эпидочага с установлением вооруженной охраны (оцепления) на прилегающих территориях. На всех дорогах, ведущих в зону эпидочага (ОБЗ), организуются заградительные посты.
  2. Строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина. Запрещается проезд через очаг заражения автотранспорта и ос­тановок вне отведенных мест при проезде транзитного железнодорожного  и водного транспорта;
  3. Организацию контрольно-пропускных пунктов на основных маршрутах, по которым осуществляется подвоз дополнительных сил и средств для ликвидации очага. Для материально - технического снабжения организуются приемно-передаточные пункты, через которые в зону карантина доставляется сырье, продукты питания, имущество, техника; через них идет вывоз готовой продукции.
  4. Создание обсерваторов  для лиц, выбывающих за пределы карантинизированной зоны;
  5. Раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпитализациию в специально выделенное ЛУ;
  6. Ограничение общения между отдельными группами населения, прекращение деятельности зрелищных учреждений, учебных заведений, рынков и т.д.;
  7. Охрану инфекционных больниц, водоисточников, продскладов, организацию комендатской службы.
  8.  Установление противоэпидемического режима работы медучреж­дений, находящихся в очаге;
  9.  Проведение экстренной и специфической профилактики и другие мероприятия.

При наложении карантина на крупные административные и промышленные цен­тры в границы карантина включаются прилегающие к нему населенные пункты, связанные с ним местным транспор­том, общей системой снабжения и торговли, а также производственной деятельностью. В условиях проведения эвакуации и рассредоточения из карантинизированных городов границы карантина расширяются с включением населенных пунктов, где размещается эвакуируемое население.

 Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсер­вации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.

Обсервация – это комплекс ограничительных мероприятий, предусматривающий усиление медицинского наблюдения с целью своевременного обнаружение случаев появления инфекционных болезней, принятия экстренных мер по их локализации и устранению причин, способствующих их распространению.

Обсервацией преду­сматривается:

  1. Ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта че­рез обсервируемую территорию. Для этого выставляются регулировочные посты;
  2. Проведение экстренной профилактики среди контактных лиц (проведение вакцинации);
  3. Усиление медконтроля за состоянием территории, организацией питания, водоснабжения, правилами торговли.
  4. Опросы и термометрия населения с целью активного и своевременного выявления инфекционных больных и их госпитализации;
  5. Усиление санитарно-просветительной работы;
  6. Ограничение передвижения и перемещения населения;
  7. Проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды и ряд др. мер.

         Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции послед­него, проведения заключительной дезинфекции и санобработки об­служивающего персонала и населения.

Снятие карантина или обсервации проводится распоряжением председателя СПК, по рекомендациям органов здравоохранения и может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне.

В эпидочаге недо­пустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях, поэтому медпомощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.

      В МСЧ и МП промышленных предпри­ятий и учреждений, находящихся в очаге, медработники свою деятельность переносят в цеха и отделы с целью избежания контакта лиц, обращающихся за медпомощью. При этом силами медпостов и санитарного актива про­водится активное выявление больных, термометрия рабочих и служащих не реже двух раз в смену.

     Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санобработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят на «казарменное» положение.

     На всех этапах оказания медпомощи инфекцион­ным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим.

 

*  Обеззараживание эпидемических очагов (дезинфекция, дезинсекция, дератизация)

-               Обеззараживание территории, зданий и полная санитарная обработка населения проводится коммунально-технической службой.

-               Обеззараживание квартирных эпидочагов инфекции, одежды организуется силами госанэпидслужбы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции. Дезинфекция - проводиться дезинфекционными группами. Одна группа в составе: дезинструктора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна об­работать 25 квартир площадью 60 м2 каждая.

*  Проводение населению экстренной неспецифической и специфической профилактики. Продолжительность курса экстренной неспецифической профилактики определяется временем, необходимым для выявления и идентификации возбудителя, со­ставляет в среднем 2-5 суток.

 

* Выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за по­раженным населением, личным составом спасательных формирований.

* Усиление санитарно-просветительной работы. Для этого используется радио, телевидение, печать. Эта работа направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических пра­вил и других мер личной защиты.

 

Вопрос 5

Основные санитарно-гигиенические и п/эпидемиологические мероприятия, проводимые при проведении эвакуационных мероприятий  и в местах временного расселения.

 

Организация и проведение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период рассредоточения и эвакуации населения будут представлять значительные трудности.

Эти мероприятия организуются и проводятся ЦГСЭН, НИИ санитарно-гигиенического и эпидемиологических  профилей, противочумными учреждениями, а также создаваемыми на их базе формированиями МСГО (СЭО, СЭБ, СПЭБ, ГЭР).

Санитарно - гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и проводятся на сборных эвакуационных пунктах, промежуточных пунктах эвакуации, приемных пунктах, пунктах посадки и высадки, в пути сле­дования, в районах временного и постоянного размещения эвакуируемого населения и включают в себя:

  1. Постоянный контроль за санитарно-гигиеническими условиями размещения в местах размещения эвакуируемых.

При этом:

         Контролируется санитарное состояние территории, своевременное ее очистку и обеззараживание. Для размещения населения при эвакуации в общежитиях и других временных помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 4,0 - 4,5 м2 на человека. Умывальники устанавливаются из расчета один сосок на 10 – 15 человек. Туалеты оборудуются из расчета одно сиденье на 34 –40 человек мужчин и одно сиденье на 25-30 женщин. При размещении населения в палаточном городке оборудуются полевые ровики (вместо санузлов) из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глуби­ной 0,5 м и длиной 1 м на 20 чел. Туалеты и полевые ровики следует размещать на расстоянии 50-60 метров от места проживания населения. Ровики должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м. от них. Нечистоты в ровиках необходимо под­вергать дезинфекции и засыпать слоем земли. Нечистоты собираются в специальные емкости. Одна емкость 50-100 л на 50 человек.     

  1. 2.     Контроль за водоснабжением  населения.

Водоснабжение является актуальнейшей проблемой во время эвакуации и в районах расселения.  При расчете потребности воды надо исходить из того, что для обеспечения самых элементарных нужд на одного человека в сутки потребуется 10 литров воды, а на санитарную обработку од­ного человека - 40—45 л,  на одного больного находящегося на стацлечении – 75 л.  воды. Органами управления здравоохранени­ем, а также персоналом сан-эпид. учреждений и формирований особое внимание обращается на контроль за оборудованием водозаборных пунктов или организацией подвоза питьевой воды на маршрутах движения. СЭС организует лабораторный контроль за ка­чеством воды, ее хлорированием.

3. Контроль за питанием, соблюдением санитарных - гигиенических правил при хранении продуктов, приготовлением пищи на объектах питания.

  1. Своевременное выявление инфекционных больных, их изоляцию и госпитализация.

Для этого при всех медицинских пунктах на маршрутах эвакуации развертываются инфекционные изоляторы.

Постоянно проводится наблюдение за эпидемической обстановкой и информация  населения об эпидемической обстановке.

В зависимости от санэпидобстановки на конечных пунктах расселения может возникнуть необходимость проведения населению экстрен­ной профилактики инфекционных заболеваний антибиотиками, массовых прививок.

      Для проведения прививок эвакуируемому населению во всех ЛУ, МСЧ, медформированиях ГО организуются прививочные бригады в составе:

- 1 врача и 2-ух средних медработников

- или 1 среднего медработника и 2-ух сандружинниц (в этом случае на 3-4 такие бригады выделяется 1 врач).

   Предусматривается также  органи­зация в сжатые сроки подвижных и временных прививочных пунктов, создаваемых силами ЛПУ.

 Большое значение в период рассредоточения и эвакуации населения приобретает санпросветработа среди эвакуируемых с учетом обстановки.

  1. Контроль за  организацией банно-прачечного обслуживания населения в мес­тах его размещения

При необходимости организуются дезинсекционные мероприятия (камерная обработка белья и постельных принадлежностей).

  1. 6.     Проведение дезинфекционных и дератизационных мероприятий.
  2. При организации медико-санитарного обеспечения эвакуации, следует учитывать климато - географические условия

В холодное время года, для медформирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора населения необходимо иметь теплые помещения для обогрева лю­дей и сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м2 на 100 чел. Пострадавших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах на расстоянии не менее 0,3-0,5 м от наружных стен.

       При эвакуации населения зимой, особенно важное значение имеет профилактика отморожений у лиц, получивших травму с кровопотерей.

Для согревания пораженных медицинские пункты должны обеспечивать их одеялами, грелками, термосами с горячим чаем.

При эвакуации в условиях жаркого климата должны быть приняты все меры по предупреждению тепловых и солнечных ударов, обмо­рочных состояний, желудочно-кишечных расстройств.

При проведении эвакуации инфекционных больных соблюдается необходимый противоэпидемический режим (больные, эвакуируются на специальном транспорте согласно графику использования дорог, выделенных для их движения).

Заключение:

Для санитарно – эпидемиологической службы, как и для всего здравоохранения, резкие, часто непредвиденные изменения в обычной обстановке, возникшие в результате стихийного бедствия, катастрофы, аварии  могут сопровождаться многочисленными человеческими жертвами, массовыми заболеваниями и поражениями людей, резким ухудшением санитарно - гигиенической обстановки и крайней сложной эпидситуацией.

В связи с этим, одной из основных задач ВСМК и МСГО является предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения, обеспечение санитарного благополучия населения. Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических меро­приятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени строятся на общих принципах охраны здо­ровья, оказания медицинской помощи населению, предупрежде­ния возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК

А. Шабров

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.