Гигиена детей и подростков. Методы исследования и оценки физического развития

Вопросы к занятию 
1. Методы оценки физического развития: а) соматометрические (длина и масса тела, окружность и переднее-задний размер грудной клетки); б) соматоскопические (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое развитие); в) физиометрические (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, становая сила). 2. Виды оценки физического развития детей и подростков: а) метод стандартно-сигмальных отклонений; б) метод индивидуального профиля физического развития; в) метод с использованием коэффициента и шкал регрессии; г) комплексный метод с учетом биологического уровня развития и состояния здоровья в момент обследования, д) центильный метод. 2 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 
Физическое развитие является одним из ведущих признаков здоровья. От уровня физического развития зависят другие показатели здоровья. 
Пионером массовых обследований физического развития детского населения по праву считается Ф.Ф.Эрисман. Проведенные им в 1879 г. антропометрические измерения у 26 тыс. детей и подростков разного возраста явились основой для получения первых репрезентативных данных о физическом развитии молодого поколения. 
В первой трети XX в. (1926) по инициативе А.В.Молькова создается Центральное антропометрическое бюро, унифицируется методика измерений, начинаются исследования физического развития подрастающего поколения и разрабатываются первые стандарты физического развития детей. Эти работы позволили практическому здравоохранению наладить врачебный контроль за ростом и развитием как отдельных детей, так и определенных групп детского населения. 
Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития – биологический возраст. 
Физическое развитие ребенка в каждый период жизни – это комплекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма. 
Термин «физическое развитие» отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процесса. С этих позиций физическое развитие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма. 
Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. При изучении физического развития наиболее часто используют только основные соматометрические показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание относятся к соматоскопическим показателям. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук – функциональные, физиометрические, показатели. 
Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год). Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет. Этот показатель у детей с замедленным темпом биологического развития может составлять 10- 20 %. Таких детей чаще всего выявляют перед поступлением в школу или во время обучения. Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и неблагоприятный тип изменения работоспособности. В ходе учебного процесса выявляется более выраженное напряжение зрительного, двигательного анализатора и сердечно-сосудистой системы. Отставание биологического возраста у детей сочетается со снижением показателей большинства антропометрических признаков и более частыми отклонениями в опорнодвигательном аппарате, нервной и сердечно-сосудистой системах. Наиболее выраженные изменения работоспособности и состояния здоровья наблюдаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница 3 года и более). Ускоренный темп индивидуального развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. «Опережающее» развитие встречается в коллективах учащихся реже, чем «отстающее». Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Среди них больше лиц, страдающих гипертензией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения. Наибольшая частота отклонений от биологического возраста выявляется среди подростков. Таким образом, индивидуальные изменения темпа роста и развития ребенка обусловливают несоответствие биологического возраста хронологическому. Критерии биологического возраста: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструаций, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки). 
Антропометрическое исследование 
Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (длины, массы тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей. Наиболее часто определяют окружности плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы и верхнего лица. Также имеет значение проведение «филиппинского теста» и определение средней точки тела. 
Измерение длины тела 
Измерение длины тела у детей первого года жизни производится с помощью специального горизонтального ростомера в виде доски длиной 80 см, шириной 40 см (рисунок 1). На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка. Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. а б Рисунок1. Измерение длины тела у детей первого года жизни: а – горизонтальный ростомер для измерения грудных детей, б – измерение длины тела у детей первого года жизни 
Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. 
Измерение длины тела детей старше 3 лет производят с помощью ростомера с откидным табуретом (рисунок 2) или подвижного антропометра. Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, ноги выпрямлены в коленях, стопы плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. 

Рисунок 2. Измерение длины тела детей с помощью ростомера с откидным табуретом (подвижного антропометра)/ 
Подвижная планка подводится к голове без надавливания. Измерение длины тела детей в возрасте от 1 года до 3 лет проводится тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку, и отсчет длины тела ведут по шкале слева. Одновременно с длиной тела можно измерить высоту головы, высоту верхней части лица (верхнее лицо), длину ноги, определить положение средней точки тела, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела. На вертикальной стойке ростомера нанесены 2 шкалы: одна (справа) – для измерения роста стоя, другая (слева) – длины корпуса (длины тела сидя) (рисунок 3). 

а б Рисунок 3. Измерение роста ребенка стоя (а) и сидя (б). 
Определение массы тела детей 
Определение массы тела детей в возрасте до 3 лет проводится на лоточных весах с максимальной нагрузкой до 25 кг (точность измерения – 10 г), которые состоят из лотка и коромысла с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя – в граммах. Перед началом взвешивания весы уравновешивают. Затем, при закрытом коромысле, на весы и ранее взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки – на узкой. При взвешивании нижняя гиря, определяющая массу тела в килограммах, должна помещаться только в имеющиеся на шкале вырезки (насечки). После определения массы тела коромысло закрывают, ребенка снимают с весов и после этого считывают результат (из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки) (рисунок 4). 

Измерение массы тела детей старше 3 лет проводят утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации. 
В большинстве медицинских учреждений используются рычажные медицинские весы типа Фербенкс (точность измерения – 50 г). После предварительной проверки уравновешенности весов раздетый ребенок должен встать на середину площадки весов при закрытом коромысле. Дальнейшая тактика взвешивания и записи результатов описаны выше (рисунок 5). 

а б Рисунок 5. Рычажные медицинские весы (а) и определение массы тела у детей старше 3-х лет (б). 
В последнее время широко используют электронные весы, которые значительно упрощают взвешивание (рисунок 6).  а б а б Рисунок 6. Определение массы тела с помощью электронных весов у грудных детей (а) и детей старшего возраста (б). 
Измерение окружностей 
Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами исследующего. 
Для измерения окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры. Спереди сантиметровая лента располагается по надбровным дугам (рисунок 7). 

Рисунок 7. Измерение окружности головы. 
При измерении окружности груди измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди к месту прикрепления IV ребра к грудине (рисунок). У девочек пубертатного возраста с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. 

Рисунок 8. Измерение окружности груди. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 
СОМАТОСКОПИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 
В широкой педиатрической практике о количестве жировой ткани судят, используя почти исключительно косвенные методы, оценивая соотношение длины и массы тела, индекс массы тела. 
Распределение подкожного жирового слоя 
Общее представление о количестве и распределении подкожного жирового слоя можно получить при осмотре ребенка. Однако окончательное суждение можно сделать только после пальпации, причем не на одном участке тела, так как при ряде заболеваний отложение жира в различных местах оказывается неодинаковым. 

Толщину подкожного жирового слоя определяют, захватив большим и указательным пальцами руки кожу и подкожную жировую клетчатку в складку. Местами определения толщины складок служат живот (горизонтально на уровне пупка и кнаружи от него), грудь (на уровне соска у края грудины), спина (под лопатками), конечности (внутренняя поверхность средней трети плеча и бедра), лицо (в области щек). Обычно подкожный жировой слой несколько толще на животе, тоньше на груди и составляет около 0,8-1,5 см. 
Более объективно выраженность подкожного жирового слоя определяется по сумме толщины четырех складок по Brook (1971) с помощью специального измерительного циркуля – калипера, обеспечивающего строго определенное давление на кожу (рисунок 9). 

а б Рисунок 9. Калипер (а) измерение толщины подкожножирового (б). 
В повседневной практике пользуются приблизительной оценкой «на глаз» складки, образуемой руками исследователя. Необходимо следить, чтобы складка была образована не только кожными покровами, но и всей подкожной жировой клетчаткой. Стандартными точками для измерения толщины подкожных жировых складок по Brook являются (рисунок 10): 
1. Область над m. biceps – измеряется толщина складки, параллельной плечевой кости, над двуглавой мышцей плеча. 9 

2. Область над m. triceps – определяется толщина складки, параллельной плечевой кости, над трехглавой мышцей плеча. 3. Область «subscapularis» – определяется толщина складки, в подлопаточной области. 4. Область «suprailiaca» – измеряется толщина складки, параллельной пупартовой связке, под горизонтальной линией, проходящей через пупок и над линией, соединяющей передние верхние гребешки подвздошных костей. а б в г Рисунок 10. Измерение толщены подкожного жирового слоя в области над m. biceps (а), над m. triceps (б), в области «subscapularis» (в), «suprailiaca» (г). 

Результаты исследования оцениваются по таблицам центильного распределения суммы толщины складок (миллиметры) в этих четырех стандартных точках. О нормальном отложении жира говорят, если полученная величина находится в области от 25-го до 75-го центиля. Вероятная избыточность накопления жира определяется в области 90-95 центиля, а достоверная – при переходе за границу 95-го центиля. По аналогии делают заключение о недостаточном жироотложении. 
Помимо количественной оценки отложения жира (достаточное, избыточное, недостаточное), обязательно отмечается распределение подкожного жирового слоя, которое может быть непропорциональным. 
Грудная клетка 
Прежде всего, оценивают ее форму. Следует помнить, что по мере роста ребенка происходит изменение формы грудной клетки: грудина опускается, ребра принимают косое направление, как бы опускаясь наружной стороной книзу, межреберные промежутки при этом становятся уже, и она из бочкообразной становится цилиндрической. Форма грудной клетки зависит от конституции. В норме различают три формы грудной клетки – нормостеническая, гиперстеническая и астеническая, в выделении которых может помочь определение эпигастрального угла и переднее-заднего размера грудной клетки. Для определения эпигастрального угла большие пальцы (ладони) обеих рук располагают соответственно направлению сторон угла, образованного реберными дугами и грудиной (рисунок 11). 
Рисунок 11. Определение эпигастрального угла. 
Передне-задний размер туловища устанавливают толстотным циркулем, или тазомером (рисунок 12 а). Продольный диаметр грудной клетки и размеры, характеризующие углы (например, наклон таза, грудины, изгибы позвоночника и некоторые другие), получают при помощи комбинированного циркуля Гамбурцева (рисунок 12 б.).
 а б Рисунок 11. Тазомер (а) и комбинированный циркуль Гамбурцева (б): 1 – гониометр; 2 – отвес; 3 – верхняя губка; 4 – нижняя (передвижная) губка; 5 – верхняя ножка; 6 – нижняя ножка; 7 – плоский стержень. 

Нормостеническая (коническая) грудная клетка – по своей форме напоминает усеченный конус, основание которого образовано хорошо развитыми мышцами плечевого пояса и направлено вверх. Ее переднезадний (грудинопозвоночный) размер меньше бокового (поперечного). Надключичные ямки выражены незначительно, отчетливо виден угол, образованный телом грудины и ее рукояткой, эпигастральный угол приближается к 900, ребра в боковых ее отделах имеют умеренно косое направление. Лопатки плотно прилегают к грудной клетке, грудной отдел туловища по своей высоте примерно равен брюшному. 
Гиперстеническая – имеет форму цилиндра. Переднезадний размер ее приближается к боковому, надключичные ямки сглажены, угол соединения грудины и ее рукоятки выражен значительно, эпигастральный угол больше 900 . Направление ребер в боковых отделах грудной клетки приближается к горизон
тальному, межреберные промежутки уменьшены, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, а грудной отдел туловища заметно меньше брюшного отдела. 
Астеническая – удлинена, узкая, плоская. Уменьшены переднезадний и боковой размеры, надключичные и подключимные ямки отчетливо выражены, угол соединения грудины и ее рукоятки отсутствует, эпигастральный угол меньше 900. Ребра в боковых отделах приобретают более вертикальное направление, X ребро не прикреплено к реберной дуге. Межреберные промежутки расширены, лопатки крыловидно отстают от грудной клетки, мышцы плечевого пояса развиты слабо, плечи опущены, грудной отдел туловища значительно больше брюшного. 
Из патологических наиболее часто встречаются следующие формы грудной клетки. Килевидная грудная клетка («куриная грудь») сдавлена с боков, ребра соединяются с грудиной под острым углом, грудина выпячивается вперед в виде киля. Воронкообразная грудная клетка – нижняя часть грудины втягивается внутрь, образуя воронку («грудь сапожника»). Бочкообразная (эмфизематозная) грудная клетка – напоминает бочку, ребра расположены горизонтально, межреберные промежутки широкие, передняя грудная часть выбухает. 
Позвоночник 
У новорожденного ребенка позвоночник прямой и по мере появления статических функций формируются его изгибы. Шейный лордоз – изгиб позвоночника кпереди, появляется к 1,5-2 мес. жизни, с момента удержания ребенком головы; грудной кифоз – изгиб позвоночника кзади, возникает к 5-6 мес., когда ребенок начинает сидеть. Переход ребенка в вертикальное положение (умение стоять, ходить) завершает формирование пояснично-крестцового лордоза – вновь изгиба кпереди. 
Едва ли можно точно определить понятие «нормальная осанка» из-за обусловленных строением, спецификой возраста и индивидуальными особенностями различий положения туловища. Нередко нарушения осанки (например, сутулость) поддерживаются вследствие ухудшения состояния зрения у ребенка или просто неудобством мебели (рабочий стол, парта). Грубая порочная осанка распознается даже у одетого ребенка, но собирать сведения об осанке следует всегда только полностью его раздев. 
Осмотр позвоночника надо проводить в каждом случае спереди, сзади, с боков. При осмотре сбоку, обращая внимание на характерные изгибы позвоночника (физиологические), их усиление или уменьшение, определяют различные виды нарушений осанки (рисунок 12). 
При осмотре спереди и сзади следует обратить внимание и на наличие искривлений позвоночника во фронтальной плоскости (влево или вправо) (рисунок 13). Для этого обращают внимание на симметричность стояния плеч (одно плечо может находиться выше другого), симметричность прилегания рук к туловищу (при свободно висящих руках). Также обращают внимание на асимметрию положения ключиц, углов лопатки, гребней подвздошной кости, треугольников талии (образуются на каждой стороне внутренней линией руки и линией талии). Для объективизации выявленных нарушений можно воспользоваться нитью с грузом (авторучка, карандаш), опущенной от вершины остистого отростка I грудного позвонка. В случае искривления позвоночника нить отклоняется в сторону от межъягодичной складки. 
1 2 3 4 5 6 Рисунок 12. Нарушения осанки, выявляемые в саггитальной плоскости : 1 – вялая осанка, 2 – сутулая осанка, 3 – круглая спина, 4 – кругловогнутая спина, 5 – осанка с плоской спиной, 6 – плоско-вогнутая спина. 

Ребенка просят медленно наклонитесь вперед со свободно свисающими руками так, чтобы плечи и бедра находились на одном уровне (рисунок 15 а). Сколиометр располагают под прямым углом к телу на уровне чуть ниже углов лопаток (рисунок 15 б). Затем ребенка просят наклониться еще ниже, ведя прибором вдоль позвоночника до поясничного отдела (рисунок 15 в). 
а б в Рисунок 15. Использование сколиометра. 
Показания более 50 служат основанием для консультации ортопеда и назначения рентгенографии позвоночника (рисунок 16). 

Рисунок 16. Выявление нарушения осанки с помощью сколиометра. 
Стопа 

Стопа грудного ребенка к моменту, когда он принимает вертикальное положение, еще имеет мягкие жировые подушечки и поэтому внешне кажется плоской. 
Лишь после исчезновения жировой подушки с подошвенной области строение свода стопы становится отчетливо определяемым и при уплощении свода можно говорить о плоскостопии. 
Определение плоскостопия более надежно с помощью плантографии – получения отпечатков стоп с помощью плантографа. Платограф представляет собой деревянную рамку, высотой 2 см и размером 40х40 см, на которую натянуто полотно, а поверх него – полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами или штемпельной краской. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления стоп с бумагой, и оставляет не ней отпечатки стоп (рисунок 17). Заключение делается на основании анализа 2-х линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца. 
а б в г Рисунок 17. Плантограмма: а – нормальная стопа, б – уплощение I степени, в – уплощение II степени, г – уплощение III степени (плоскостопие). 
Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии – стопа нормальная. Если первая линия внутри контура отпечатка – стопа уплощенная. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы – стопа плоская. 
В последнее время используют автоматизированные диагностические приборы, позволяющие провести оценку распределения силы тяжести на каждый сантиметр площади стопы и обрисовать общую карту опоры. 
Для визуальной оценки ребенка ставят на стул коленями, стопы свободно свисают. Мысленно проводят линию от середины пятки до середины основания большого пальца (первая линия) и линию от середины пятки до второго межпальцевого промежутка (вторая линия). Затем оценивают положение внутреннего изгиба свода стопы по отношению к этим линиям. Если он заходит кнаружи за вторую линию – стопа нормальная, если не доходит до первой линии – явное продольное плоскостопие, при промежуточном положении (между линиями) – уплощение стопы. Еще проще провести визуальную оценку стоп при их сведении в положении лежа. При отсутствии плоскостопия отчетливо видно свободное пространство между стопами (рисунок 18). 
Для определения установки стопы при осмотре сзади проводят мысленно линию от середины коленного сустава вертикально вниз. Если ось пяточной кости отклоняется кнаружи, говорят о вальгусной деформации стоп, если внутрь – о варусной. Значимая ротация стоп внутрь обозначается как косолапость. У детей первого года жизни практически всегда имеет место небольшая ротация стоп внутрь, которая, с началом ходьбы, сменяется небольшой вальгусной деформацией. Окончательная установка стопы связана с завершением формирования мышечного свода и может быть объективно оценена с 5-6 летнего возраста ребенка. 
Мышечная система 
Так как при исследовании мышечной системы осмотр и пальпация сопутствуют друг другу, при ее исследовании необходимо получить представление о степени развития мышечной массы, мышечном тонусе, мышечной силе, двигательной активности, координации движений. 
Различают три степени развития мышечной массы ребенка. 
Слабое развитие – масса мышц туловища и конечностей в покое мала, во время напряжения изменение объема мышц едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки. 
Среднее развитие – мышцы туловища в покое развиты умеренно, а мышцы конечностей хорошо, при напряжении отчетливо изменяются, их форма и объем. 
Хорошее развитие – мышцы туловища и конечностей в покое хорошо видны, при напряжении отмечается отчетливый рельеф сокращенных мышц. 
При осмотре можно выявить асимметрию мышечной массы (неодинаковая степень развития одноименных групп мышц). Для обнаружения асимметрии последовательно оценивают мышцы обеих половин лица, туловища, конечностей. При необходимости можно измерить окружность бедер, голеней, стоп на симметричных уровнях и сравнить их между собой. Разница полученных величин более 1 см свидетельствует об асимметрии мышечной массы, которая может быть связана с гипертрофией мышц (увеличение мышечной массы) или атрофией (снижение мышечной массы). В случае мышечной атрофии брюшко мышц по своей толщине и консистенции похоже на сухожилие. 
Следует помнить, что избыточное отложение жира может симулировать картину хорошо развитых мышц (псевдогипертрофия) и для разрешения этого вопроса важно определить толщину подкожного жирового слоя. Мышечный рельеф при внешнем осмотре достаточно хорошо выявляется с 5-7 лет, когда практически все мышцы ребенка развиты и хорошо контурируются. У маленьких детей степень развития мышц часто определить трудно из-за хорошо развитого подкожного жирового слоя. 
Мышечный тонус – это некоторое постоянное напряжение скелетной мускулатуры, поддерживаемое нервными импульсами. На практике пассивный мышечный тонус определяется на основании субъективных ощущений, получаемых врачом при пассивном сгибании и разгибании верхних (в локтевом суставе) и нижних (в коленном суставе) конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при этом, а также по консистенции мышечной ткани сгибателей и разгибателей плеча (бедра), определяемой пальпаторно, судят о тонусе мышц. Тонус симметричных мышц должен быть одинаковым. 
Силу мышц у школьников исследуют при помощи ручного и станового динамометра (физиометрический метод оценки). Измерения проводят трехкратно (с небольшими паузами), регистрируя максимальный результат. Можно пользоваться и ориентировочной оценкой по силе рукопожатия, возможности поднятия груза посильной тяжести, по способности к сопротивлению, которое ребенок может оказать врачу при сгибании и разгибании конечностей. 
Оценка полового развития 
Для оценки пубертатного развития подростков в нашей стране используют стандартные таблицы полового созревания, где данные половой формулы ребенка, учитывающие наличие и выраженность вторичных половых признаков, сравниваются со средневозрастными показателями. Соответственно, при уменьшении суммарного балльного показателя говорят о замедлении (задержке), а в случаях его превышения – об ускорении полового развития (таблицы 1, 2, 3, 4). 
Осмотр ребенка проводят отдельно от других детей, в теплом, хорошо освещенном помещении, полностью его раздев. 
Таблица 1 
Стандарты полового развития девочек (М.В. Максимова) 
Возраст Половая формула Баллы от до 10 лет Ма0Р0Ах0Ме0 Ма2Р1Ах0Ме0 0-2,7 11 лет Ма1Р0Ах0Ме0 Ма2Р1Ах0Ме0 1,2-2,7 12 лет Ма1Р1Ах0Ме0 Ма3Р3Ах1Ме1 1,2-7,0 13 лет Ма2Р2Ах0Ме0 Ма3Р3Ах2Ме3 3,0-11,6 14 лет Ма3Р2Ах2Ме0 Ма3Р3Ах3Ме3 5,0-12,0 15 лет Ма3Р3Ах2Ме3 Ма3Р3Ах3Ме3 11,6 и выше
Признаки Степень развития Оценка в баллах Развитие волос в подмышечной впадине Отсутствие волос Ах-0 0,0 Единичные волосы Ах-1 0,4 Редкие волосы на центральном участке впадины Ах-2 0,8 Длинные, густые, вьющиеся волосы по всей впадине Ах-3 1,2 Оволосение лобка Отсутствие волос Р-0 0,0 Единичные волосы вдоль половых губ Р-1 0,3 Редкие, длинные волосы на центральном участке лобка Р-2 0,6 Длинные, густые, вьющиеся волосы на всем треугольнике лобка Р-3 0,9 Развитие молочной железы Железы не выдаются над поверхностью грудной клетки Ма-0 0,0 Железы несколько выдаются (околососковый кружок вместе с соском образует единый конус) Ма-1 1,2 Железы значительно выдаются вместе с соском и околососковым кружком, имеют форму конуса Ма-2 2,4 Тело железы принимает округлую форму, соски поднимаются над околососковым кружком Ма-3 3,6 Становление менструальной функции Отсутствие менструаций Ме-0 0,0 1-2 менструации к моменту осмотра (menarche) Ме -1 2,1 Нерегулярные менструации Ме -2 4,2 Регулярные менструации Ме-3 6,3 
Таблица 3 Стандарты полового созревания мальчиков (М.В. Максимова) 
Возраст Половая формула Баллыот до 12 лет V0Р0L0Ах0F0 V1Р1L0Ах0F0 0-1,8 13 лет V1Р0L0Ах0 F0 V2Р3L1Ах2 F0 0,7-6,3 14 лет V1Р2 L0Ах0 F0 V2Р3L2Ах2 F1 2,7-10,1 15 лет V1Р4L1Ах0 F0 V2Р5L2Ах3F2 4,6-14,3 16 лет V2Р4L1Ах2 F1 V2Р5L2Ах4 F3 10,0-16,9 17 лет V2Р4L2Ах2 F0 V2Р5L2Ах4 F3 10,0-16,9 
18 
Таблица 4 Выраженность развития вторичных половых признаков у мальчиков 
Признаки Степень развития Оценка в баллах Оволосение подмышечных впадин Отсутствие волос Ах-0 0,0 Единичные волосы Ах-1 1,0 Редкие волосы на центральном участке впадины Ах-2 2,0 Густые прямые волосы по всей впадине Ах-3 3,0 Густые вьющиеся волосы по всей впадине Ах-4 4,0 Оволосение лобка Отсутствие оволосения Р-0 0,0 Единичные волосы Р-1 1,1 Редкие волосы у основания полового члена Р-2 2,2 Густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка без четких границ Р-3 3,3 Густые вьющиеся волосы по всей поверхности лобка в виде треугольника Р-4 4,4 Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер, к пупку Р-5 5,5 Рост щитовидного хряща гортани Отсутствие признаков роста Начинающееся выпячивание щитовидного хряща L-0 0,0 Начинающееся выпячивание щитовидного хряща L-1 0,6 Отчетливое выпячивание (кадык) L-2 1,2 Изменение тембра голоса Детский голос V-0 0,0 Мутация (ломка) голоса V-1 0,7 Мужской тембр голоса V-2 1,4 Оволосение лица Отсутствие оволосения F-0 0,0 Начинающееся оволосение над верхней губой F-1 1,6 Жесткие волосы над верхней губой, появление волос на подбородке F-2 3,2 Распространенное оволосение над верхней губой, на подбородке, начало роста бакенбардов F-3 4,8 Слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов F-4 6,4 Слияние всех зон оволосения лица F-5 8,0 
19 

Приложение 3 
ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) – это максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. Она служит важным показателем функциональных возможностей дыхательного аппарата и косвенно характеризует выносливость организма. 
ЖЕЛ определяется с помощью спирометра. После максимально глубокого вдоха ребенок зажимает нос пальцами свободной руки и, не торопясь, но и не слишком медленно (приблизительно за 5 секунд) делает максимально глубокий выдох. При определении ЖЕЛ детей предварительно надо обучить глубокому вдоху и выдоху. Из 3-х измерений, сделанных с интервалом в 15-30 секунд, записывается наибольший результат. Эта ЖЕЛ называется фактической. 
ЖЕЛ зависит от размеров тела, пола, возраста и поэтому фактическая её величина может быть правильно оценена только при сравнении с должной величиной (ДЖЕЛ), рассчитываемой по формулам (И.С. Ширяева, 1973): например, при длине тела 1,00 - 1,65 (м) 
для мальчиков: ДЖЕЛ = 4,53 х длину тела (м) – 3,9 
для девочек: ДЖЕЛ = 3,75 х длину тела (м) – 3,15 
Зная ДЖЕЛ, реальную величину жизненной ёмкости выражают в % к должной: ЖЕЛ (%) = Фактическая ЖЕЛ / Должная ЖЕЛ х 100. 
Принято считать нормальным отклонение ЖЕЛ от должных величин в пределах 20%. 
Такой расчет ЖЕЛ и ДЖЕЛ считается более достоверным, чем ориентир на средние физиометрические показатели. 
Измерение мышечной силы рук 
Измерение мышечной силы рук производится ручным динамометром (рисунок 19) в положении стоя, рука при этом вытянута в сторону. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони. Из 2-3-х измерений фиксируется наибольший результат. 

Рисунок 19. Ручной динамометр. 

Становая динамометрия 
Становая динамометрия определяет силу мышц спины, проводится с помощью станового динамометра (рисунок 20). 

Рисунок 20. Становый динамометр. 
Ручка динамометра должна находиться на уровне колен; динамометр растягивают без рывков, не сгибая при этом ноги в коленях и руки в локтях (рисунок 21). 

Рисунок 21. Проведение становой динамометрии. 
Мышечную сила зависит от возраста, пола, веса, степени утомления и времени измерения. Наименьшая величина определяется утром, наибольшая в середине дня. К концу дня мышечная сила падает. 
Оценивая результаты динамометрии, следует учитывать как абсолютную величину мышечной силы, так и отнесенную к весу тела. Относительная величина мышечной силы является более объективным показателем и выражается в процентах. 
Приложение 4 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧНОГО ВОЗРАСТА РЕБЕНКА 
Возрастная группировка, применяемая в антропометрических исследованиях, предусматривает определение возраста ребенка с точностью до дней. Для этого необходимо из даты обследования вычесть дату рождения ребенка. 
Например: девочка родилась 23 марта 2001 года, медицинский осмотр проведен 3 января 2010 года. Следовательно, возраст девочки на момент обследования – 8 лет 9 месяцев и 10 дней 
Точный возраст ребенка можно установить, пользуясь и таблицей 5. 
Таблица 5 
Таблица определения возраста ребенка 
(Под редакцией. Г.И. Сердюковской, 1993) 
Месяц рождения ребенка Месяц обследования ребенка I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 +11 II -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 III -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 IV -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 V -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 VI -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 VII -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 VIII -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 IX -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 X -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 XI -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 XII -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 
Пример расчета возраста по таблице: обследование октябрь 2011 года, дата рождения март 2004 года. Следовательно, ребенку 7 лет, находим на пересечении месяцев III и X месяцев +7, т.е. ребенку 7 лет и 7 месяцев. 
После определения точного возраста детей, пользуясь принятыми правилами, проводят возрастную группировку. Детей первого года жизни группируют по возрасту с интервалом 1 месяц (к возрастной группе детей 1 месяца относят детей от 16 дней до 1 месяца 15 дней и т.д.). 
22 

Для детей от 1 года до 3 лет возрастной интервал составляет 3 месяца. К возрастной группе детей 1 года относят детей от 11 месяцев 16 дней до 1 года 1 месяца 15 дней, в группу 1 года 3 месяца относят детей от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 месяца 15 дней и т.д. Дети от 3 лет до 7 лет группируются с интервалом 6 месяцев, от 7 лет до 18 лет – с интервалом 1 год (таблица 6) 
Таблица 6 
Возрастная группировка детей и подростков от 1 года до 18 лет 
1 год от 11 месяцев 16 дней до 1 года 1 месяца 15 дней 1 год 3 месяца от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней 1 год 6 месяцев от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7 месяцев 15 дней 1 год 9 месяцев от 1 года 7 месяцев 16 дней до 1 года 10 месяцев 15 дней 2 года от 1 года 10 месяцев 16 дней до 2 лет 1 месяца 15 дней 2 года 3 месяца от 2 лет 1 месяца 16 дней до 2 лет 4 месяцев 15 дней 2 года 6 месяцев от 2 лет 4 месяцев 16 дней до 1 года 7 месяцев 15 дней 2 года 9 месяцев от 2 лет 7 месяцев 16 дней до 2 лет 10 месяцев 15 дней 3 года от 2 лет 10 месяцев 16 дней до 3 лет 2 месяцев 29 дней 3 года 6 месяцев от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней 4 года от 3 лет 9 месяцев до 4 лет 2 месяцев 29 дней 4 года 6 месяцев от 4 лет 3 месяцев до 4 лет 8 месяцев 29 дней 5 лет от 4 лет 9 месяцев до 5 лет 2 месяцев 29 дней 5 лет 6 месяцев от 5 лет 3 месяцев до 5 лет 8 месяцев 29 дней 6 лет от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 2 месяцев 29 дней 6 лет 6 месяцев от 6 лет 3 месяцев до 6 лет 8 месяцев 29 дней 7 лет от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней 8 лет от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней 9 лет от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней 10 лет от 9 лет 6 месяцев до 10 лет 5 месяцев 29 дней 11 лет от 10 лет 6 месяцев до 11 лет 5 месяцев 29 дней 12 лет от 11 лет 6 месяцев до 12 лет 5 месяцев 29 дней 13 лет от 12 лет 6 месяцев до 13 лет 5 месяцев 29 дней 14 лет от 13 лет 6 месяцев до 14 лет 5 месяцев 29 дней 15 лет от 14 лет 6 месяцев до 15 лет 5 месяцев 29 дней 16 лет от 15 лет 6 месяцев до 16 лет 5 месяцев 29 дней 17 лет от 16 лет 6 месяцев до 17 лет 5 месяцев 29 дней 18 лет от 17 лет 6 месяцев до 18 лет 5 месяцев 29 дней 
Примеры: 
1. Ребенку 2 года. Дата рождения 07.11.2007 г. Осмотрен врачом 12.01.2010 г. На момент осмотра календарный возраст составляет 2 года 2 мес. 5 дн. Возрастная группа 2 года 3 мес. 2. Ребенку 9 лет. Дата рождения 10.03.2000 г. Осмотрен врачом 12.01.2010 г. На момент осмотра календарный возраст составляет 9 лет 10 мес 2 дн. Возрастная группа 10 лет. 23 

Приложение 5 
ВИДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 
К методам индивидуальной оценки физического развития детей и подростков, учитывающим только соматометрические показатели, относятся метод сигмальных отклонений (профиля физического развития), регрессионный метод (оценочных таблиц), центильный метод и другие. 
Метод сигмальных отклонений 
Параметрический метод оценки антропометрических данных основан на расчете среднеарифметического значения показателя (М) и его среднеквадратичного отклонения (. – сигма) в соответствующей возрастно-половой группе (таблица ). 
Таблица 7 
Средние величины (М) и сигмальное отклонение (.) длины (см) и массы тела (кг) детей школьного возраста 
Возраст Мальчики Девочки Длина тела Масса тела Длина тела Масса тела М . М . М . М . 6 лет 116,54 4,53 21,78 2,58 116,56 4,76 21,25 2,45 6 лет 6 мес 118,89 5,15 23,15 2,89 121,02 5,14 22,54 2,86 7 лет 123,56 5,53 24,56 3,01 124,25 5,56 23,73 3,01 8 лет 127,81 6,38 27,88 3,69 130,12 6,24 26,97 3,25 9 лет 133,45 6,29 30,73 3,89 135,65 6,31 30,18 3,47 10 лет 138,75 6,71 33,34 4,01 141,34 6,58 34,01 3,98 11 лет 142,89 7,14 35,34 4,24 147,24 6,89 37,65 4,58 12 лет 147,24 7,23 39,88 4,71 154,42 7,14 42,20 5,11 13 лет 154,76 6,89 45,72 5,31 158,18 7,16 46,10 5,77 14 лет 160,94 7,07 51,21 5,82 161,45 7,01 50,04 6,45 15 лет 167,82 6,27 57,82 6,18 163,76 6,98 53,87 6,24 16 лет 172,54 5,87 65,45 6,02 164,56 6,76 55,31 6,15 17 лет 175,25 5,97 72,54 5,76 165,23 6,56 56,11 6,05 

Метод сигмальных отклонений позволяет по трем основным признакам (рост, вес, окружность грудной клетки) определить уровень физического развития и пропорциональность телосложения. 
Сущность метода заключается в том, что показатели физического развития ребенка (рост, вес, окружность грудной клетки), каждый в отдельности, сравнивают со средними арифметическими взвешенными стандарта этих признаков (М) для соответствующей возрастно-половой группы. Разницу (со знаком «+» или «-») между абсолютной величиной признака и средней арифметической (М) этого признака делят на величину . (сигма) – среднее квадратическое отклонение данного признака, получают сигмальное отклонение. Таким путем устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от средней арифметической взвешенной этого признака данной возрастной группы. 
В зависимости от величины сигмальных отклонений оценку проводят по уровням физического развития: 
1. Средний уровень – отклонения от средней (М) лежат в пределах ±1,1. от М; 2. Выше среднего – от +1,1. до +2.; 3. Высокий – от +2,1. до +3.; 4. Очень высокий – более +3,1.; 5. Ниже среднего – от –1,1. до –2.; 6. Низкий – от –2,1. до –3.; 7. Очень низкий – менее –3,1.. Для оценки пропорциональности телосложения учитывают сигмальные отклонения всех анализируемых признаков. Пропорциональным считается телосложение, при котором сигмальные отклонения для роста, массы и окружности грудной клетки находятся в одном уровне сигмальных отклонений или отличаются друг от друга не более чем на одну сигму; непропорциональным – если более чем на одну сигму. 
Основным недостатком параметрического метода является факт отсутствия варьирования показателей физического развития в популяции по нормальному (равномерному) распределению относительно среднеарифметической «М». 
Однако до настоящего времени в ряде случаев отказаться от параметрического метода оценки антропометрических показателей не представляется возможным, например, при подходе к диагностике нарушений роста (гигантизм, нанизм). 
В повседневной практике при использовании эмпирического метода, в качестве предела допустимых колебаний признака от рассчитанной с помощью формулы предложено использовать величину 1.. 
25 

Методы оценки физического развития с помощью оценочных таблиц (стандартов) 
Для комплексной индивидуальной оценки нескольких антропометрических признаков в их совокупности широко используют также оценочные таблицы, построенные с учетом корреляционной связи между длиной тела и каждым из прочих антропометрических признаков. Степень этой связи определяется коэффициентом регрессии (R), показывающим, насколько изменяется величина данного признака (масса, окружность груди) при изменении длины тела на 1 см. Такие таблицы называются оценочными таблицами по шкале регрессии. 
Шкалы регрессии учитывают корреляционную зависимость между ростом, массой тела и окружностью грудной клетки для каждой возрастнополовой группы. 
Оценочные таблицы составляются для отдельных регионов и обновляются каждые 10-15 лет. 
Для пользования таблицами необходимо правильно определить возрастную группу ребенка (приложение 2). 
Вначале определяют уровень физического развития, в зависимости от роста ребенка (средний, высокий и т.д.). Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие данному росту (с учетом сигмальных отклонений). Вычисляют разницу между индивидуальными показателями массы тела, окружности грудной клетки ребенка и найденными средними величинами этих показателей. Степень снижения или повышения показателя выражают в сигмальных отклонениях, для чего полученную разницу (с учетом знака) делят на соответствующую сигму регрессии (.R). 
В первой графе оценочных таблиц обозначены границы сигмальных отклонений (низкие, ниже среднего, средние, выше средних и высокие). 
Во второй графе интервалы роста в сантиметрах. 
В третьей графе таблицы обозначена масса тела в граммах в интервале от М до М±1.R. Аналогично построены четвертая и пятая графы со средними арифметическими (М) и индивидуальными отклонениями от средней арифметической (.R) для окружностей груди и головы. 
Рост имеет пять градаций, и считается средним при нахождении его значения в интервале от М до М±1., ниже среднего – в интервале от М–1,1. до М– 2., низким – от М–2,1. до М–3.. Рост выше среднего – при М+1,1. до М–2., высокий – от М+2,1. до М+3.. 
В зависимости от различных сочетаний показателей выделяют следующие типы физического развития: 
1. Нормальное физическое развитие, при котором масса тела, окружность груди и головы находятся в пределах от М–1. до М+1. при росте ниже среднего, среднем и выше среднего. 2. Дефицит массы I степени (масса тела и окружность груди по отношению к росту находятся в интервале от М–1,1. до М–2.) при росте ниже среднего, среднем и выше среднего. 26 

3. Дефицит массы II степени (масса тела и окружность груди по отношению к росту имеют отклонения более М–2.) при росте ниже среднего, среднем и выше среднего. 4. Избыток массы I степени (масса тела и окружность груди по отношению к росту находятся в интервале от М+1,1. до М+2.) при росте ниже среднего, среднем и выше среднего. 5. Избыток массы II степени (масса тела и окружность груди по отношению к росту имеют отклонения более М+2.) при росте ниже среднего, среднем и выше среднего. 6. Высокий рост 7. Низкий рост Для высокого и низкого роста значение массы тела может быть средним, дефицит и избыток массы тела I и II степени. 8. Гигантизм – при значении роста М+3. и выше. 9. Нанизм – при значении роста М–3. и ниже. Оценка физического развития непараметрическим (центильным методом) 

Должные антропометрические данные определяют путем анализа процентного распределения значений признаков в соответствующей возрастнополовой группе здоровых детей. Оценка проводится по таблицам центильного типа. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между центильными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3-го или от 97-го центиля), или 7% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90го центиля), или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (зона от 25-го до 75-го центиля). Границы центильных групп и номера центильных интервалов (зоны) представлены в верхних строках каждой таблицы. Задача врача 
– найти, в какой центильный интервал (зону) попадает полученная величина измерения и записать как саму величину, так и центильный интервал в медицинский документ ребенка. В зависимости от этого формулируется оценочное суждение: -зона № 1 (до 3-го центиля) – «очень низкий» уровень, -зона №2 (от 3-го до 10-го центиля) – «низкий» уровень, -зона №3 (от 10-го до 25-го центиля) – уровень «ниже среднего», -зона №4 (от 25-го до 75-го центиля) – «средний» уровень, -зона № 5 (от 75-го до 90-го центиля) – уровень «выше среднего», -зона №6 (от 90-го до 97-го центиля) – «высокий» уровень, -зона № 7 (от 97-го центиля) – «очень высокий» уровень. К настоящему времени непараметрический метод оценки физического развития детей считается наиболее объективным, а исключительная простота и удобство в использовании способствовали широкому и повсеместному его распространению (таблицы 8, 9). 

Таблица 8 
Центильные величины длины тела (см) и массы тела (кг) мальчиков школьного возраста 
Возраст Длина тела Масса тела Центили Центили 3 10 25 75 90 97 3 10 25 75 90 97 Зоны Зоны 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 6 лет 107,51 110,02 113,51 120,54 123,56 127,08 15,81 17,5 18,99 22,87 24,56 27,05 6 лет 6 мес 110,04 113,53 116,52 123,01 126,49 130,04 16,71 18,56 20,22 24,73 26,51 29,06 7 лет 113,03 117,09 120,51 128,08 130,48 134,52 17,67 19,55 21,57 26,71 28,58 31,02 8 лет 115,49 120,59 125,02 133,01 137,03 141,02 19,58 21,54 24,06 29,42 31,94 35,18 9 лет 121,01 125,62 130,51 139,09 143,05 146,96 21,59 24,58 26,53 32,51 35,63 39,27 10 лет 125,78 130,03 135,51 144,09 148,02 152,91 23,57 26,53 29,58 36,04 39,77 42,89 11 лет 128,56 134,09 139,52 149,57 153,57 158,06 25,27 27,84 31,06 38,27 42,58 45,55 12 лет 133,05 138,54 143,68 155,48 160,09 164,81 28,83 31,09 34,43 43,88 48,73 51,29 13 лет 140,01 144,59 150,08 161,12 161,12 171,04 32,54 35,53 39,57 49,55 55,94 58,64 14 лет 144,98 151,01 156,05 167,89 167,89 177,27 36,55 40,15 44,03 56,06 62,45 66,03 15 лет 151,97 156,96 162,02 173,05 173,05 181,04 41,06 45,89 49,95 62,28 68,51 73,56 16 лет 158,31 162,84 167,63 177,06 177,06 185,12 48,22 52,47 56,82 69,29 74,32 80,59 17 лет 161,35 166,04 171,05 180,21 180,21 188,11 56,43 59,54 63,83 75,62 79,24 86,22 
Таблица 9 
Центильные величины длины тела (см) и массы тела (кг) девочек школьного возраста 
Возраст Длина тела Масса тела Центили Центили 3 10 25 75 90 97 3 10 25 75 90 97 Зоны Зоны 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 6 лет 106,54 109,82 112,76 120,51 123,51 126,78 16,52 17,41 18,75 22,71 24,44 26,78 6 лет 6 мес 109,89 113,68 116,82 123,92 127,14 131,24 17,19 18,19 19,75 24,41 25,98 28,87 7 лет 109,89 113,68 116,82 123,92 127,14 131,24 18,23 19,32 20,96 26,22 28,21 31,24 8 лет 118,15 122,15 125,51 133,51 137,22 142,14 20,04 21,34 23,12 29,22 31,72 35,15 9 лет 122,48 126,51 130,49 139,15 142,95 148,15 21,76 23,12 25,78 33,14 35,45 38,78 10 лет 127,01 131,11 135,88 145,04 149,23 154,32 23,56 25,45 28,92 36,95 39,87 44,25 11 лет 131,98 136,45 141,12 152,11 156,35 161,04 25,76 28,16 32,11 41,56 45,67 49,45 12 лет 137,86 142,78 147,56 158,62 162,78 167,15 28,89 31,67 36,15 47,13 51,24 55,38 13 лет 142,67 148,14 152,67 162,44 166,64 171,25 32,14 35,42 40,14 51,24 56,17 60,11 14 лет 147,23 152,47 156,43 166,03 170,32 174,56 35,89 39,68 44,24 55,76 60,22 64,56 15 лет 149,67 155,01 158,61 168,11 172,23 176,78 39,12 42,63 47,56 59,04 63,98 67,79 16 лет 151,67 156,79 160,12 170,03 174,12 178,12 41,56 45,76 50,22 61,85 66,32 70,12 17 лет 153,24 158,12 161,22 171,43 175,46 179,56 43,78 47,68 51,67 62,78 67,11 70,91 
О гармоничности развития судят по результатам центильных оценок, полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. В случае, если разность номеров центильных интервалов (зон) между любыми двумя показателями не превышает 1, то можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 – развитие дисгармоничное, 3 и более – резко дисгармоничное. 

При выявлении дисгармоничности или резкой дисгармоничности в развитии отмечают наиболее отклоняющийся признак. 

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.