Физиология эмоций

     В последние годы все большее внимание привлекает  проблема напряжения  и перенапряжения физиологических систем организма в условиях  воздействия  психогенных  (эмоциональных)   факторов. Накапливается все больше данных о том,  что состояние здоровья, уровень  нервно-психической  и   физической   работоспособности человека, устойчивость его к целому ряду заболеваний зависят от

состояния ЦНС, от  характеристики его "эмоционального фона".

     Известно, что  эмоции  несут  яркую  субъективную окраску.  В то же время  эмоциональные реакции содержат четкие объективные физиологические компоненты.

     Эмоции бывают положительные и отрицательные.  Положительные характеризуют благоприятное   состояние   организма,   их  можно рассматривать как результат  удовлетворения  биологических  или социальных потребностей.     Они    сопровождаются    повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью,   повышением   устойчивости   организма  к вредоносным факторам.

         Отрицательные эмоции (тоска,  неудовлетворенность, страх, гнев,   обида,    печаль)    -    характеризуются    длительным последействием.   Они  вовлекают  вегетативную  сферу,  вызывая подчас отрицательные последствия.

     С физиологической   точки  зрения  эмоции  характеризуются  включением в целостную ответную реакцию  многих  физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, гормональной и т.д.).

      Кроме того,  каждая  эмоция  внешне  проявляется определенным рисунком поведения и специфической мимикой,  позой и т.п. - всем тем, что  сразу  позволяет  окружающим  понять,  какую   эмоцию испытывает человек  или  животное.  У  человека к этим реакциям присоединяются субъективные  переживания,   которые,   в   свою очередь, отражают   деятельность определенных систем мозга.

     Гормональная система   также   вовлекается   в   структуру целостной эмоциональной   реакции.   Гормональный   компонент продолжается и после  прекращения эмоции,  проявляется в течение 12-24 часов, особенно - кортикостероиды.

     Вегетативные сдвиги часто объективнее  отражают  состояние человека  по сравнению с реакциями скелетных мышц.  Всем знакомы такие проявления эмоций,  как изменение цвета  лица,  ускорение сердечного ритма, холодный пот , сухость во рту.

      Что же такое эмоция?  На первый взгляд ответить  на  этот вопрос легко.   Каждый   из   нас  имеет  богатый  индивидуальный эмоциональный опыт,  все мы знаем,  что такое  гнев,  радость  и страх.

    Термин  эмоции   имеет самые разные определения: 

     - чувства,  переживания, душевное волнение, одно из важных сторон психики;

     - процесс,  характеризующийся переживанием человеком действительности,  интегральное выражение тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики;

      -физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствительности,  чувствований и переживаний человека;

     - та субъективная реакция, которой наша нервно-психическая организация отвечает  на  внешние  раздражители.  Она  стоит на страже организма,  охраняя его от внешних раздражений, так как сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство.

      Человек не  только  воспринимает окружающие его предметы и явления, не только воздействует на них. У него есть определенное отношение   к   ним.   Общение   с  другими  людьми,  природой, произведениями искусства,  общественная деятельность  -  все  это вызывает  в  человеке различные переживания.  Эти переживания и называют чувствами или эмоциями.  Они  играют  большую  роль  в жизни человека,  без них невозможна какая-либо целенаправленная деятельность.

     В общем,  термин "эмоция "  понимают  или  очень широко - как внешнее выражение ощущений,  мотиваций,  побуждений,  или очень узко - как любое достаточно резко выраженное внешнее проявление отношения организма  к  среде.  Однако,  во  всех  определениях эмоций есть  слово  "переживание".  Оно означает,  что в основе эмоции лежит  субъективное  отношение  человека  к  конкретной ситуации или к степени реальности достижения поставленной цели

        Значение эмоций. Эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека.

          1.  Они создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне эмоций выполняются более легко. Установлена даже прямая зависимость между степенью эмоционального напряжения и степенью выполняемой потребности. Эмоции позволяют не просто способствовать выполнению потребностей, а оценивать ее мозгом в перспективе (человек покупает машину не для того, чтобы она стояла в гараже, а чтобы использовать ее для своих нужд). Другими словами, эмоция - это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности.

         2. Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Это фактически фермент, без которого нет творчества. Как пишет академик Симонов: "Эмоциональное возбуждение играет важную роль в преодолении консерватизма, стереотипных реакций". Это одно из важнейших средств прогнозировать события. Эмоции дают возможность извлечь больше информации из событий, которые в обычных условиях являются малозначительными. Однако следует помнить, что есть немало ученых, которые продуктивно работают без значительных эмоциональных напряжений, а в некоторых случаях они даже создают определенные трудности в умственной деятельности, что зависит, наверное, от индивидуальных свойств НС человека.

         3.Эмоции играют большую роль в процессе усвоения информации (запоминания). В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и надолго. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь (удачно поставленный спектакль с участием выдающихся артистов, содержательная и удачно поставленная кинолента, художественно и жизненно написанный роман, трагические и счастливые жизненные ситуации и др.).

         4.Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма. (рефлекс "свободы" по И.П. Павлову). С одной стороны, эмоции способствуют воспитанию волевых качеств человека, с другой стороны - препятствуют чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и тем самым способствуют удержанию их на определенном уровне.

        5.Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. П.К. Анохин - эмоционально окрашенная беседа или прочитанная лекция всегда с большей теплотой и благодарностью оценивается людьми.

       6. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление - например, боль позволяет больному знать более безболезненное положение и тем самым обеспечивает лучшую выживаемость организма.

       7. Эмоции придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др.

        8. Огромное значение имеют эмоции и в поведенческой деятельности организма и приспособлении его к меняющимся условиям окружающей среды. При этом имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции. Одними положительными эмоциональными состояниями не сохранишь организм в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Так, отрицательные эмоции имеют определенное защитное значение, они позволяют человеку избавиться от не желаемого конфликта, уберечь себя от стрессовых ситуаций. Самое главное, чтобы, отрицательные эмоции не переходили в устойчивую форму и не приводили к эмоциональным стрессам. И далее, при определенных ситуациях отрицательные эмоции могут переходить в положительные, в частности, если риск оправдывает себя.

.    Экспериментальному изучению  эмоций  и  мотиваций  помогают опыты с   раздражением эмоциогенных структур с использованием методики Скинера (нажатие на педаль при подаче пищи). Уолт и Милнер разработали методику самораздражения.  Они заметили,  что в ряде случаев, когда в одном углу клетки раздражали  определенные структуры мозга,  крысы стремились всегда в этот угол. Затем они соединили это с методикой Скинера, и предоставили крысе возможность,   самостоятельно нажимая на педаль, включать эффект раздражения  той или иной зоны мозга через вживленные туда электроды.

   Оказалось, что существуют области мозга, раздражение которых вызывает   положительные   эмоции   (зоны   награды,  или  зоны приближения).    Это    области     перегородки,    латерального гипоталамуса,  медиального  передне-мозгового  пучка.  К  системе структур   отрицательного   подкрепления    (зона    наказания, избегания)      относятся     центральное     серое    вещество, вентро-медиальный  гипоталамус,   миндалины.  Оказалось,  что  с системой положительного подкрепления связаны  структуры, имеющие отношение к  половым  и  пищевым  рефлексам.  Возбуждение  этих  структур приводит к изменению как в вегетативной сфере, так и в поведении (опыты Дельгадо).  Реакции приближения  и  избегания по  отношению  к  таким раздражениям получены на всех животных.

    Какое же значение в поведении  имеют  эти  центры?  Центром удовольствия  назвать  нельзя (аналогия с зубной болью).  Может быть - устранение голода или  жажды,  поскольку зона самораздражения  совпадает  чаще всего с пищевым центром  гипоталамуса и центрами других биологических влечений. В этом -  гомеостатическая направленность этих центров. Искусственное изменение уровня  основных мотиваций - голода, жажды и т.п. - изменяют силу самораздражения  определенных точек.

     Существует мнение,  что те зоны,  при раздражении  которых  животное    предпочитает  раздражение  всем  другим  мотивациям, являются неспецифическими механизмами награды.  Зачем он нужен? Эмоции  отражают  активность  неспецифических  зон  награды или наказания.  Они нужны для того,  чтобы наградить трудные  этапы поведения  на  пути  к цели,  которые сопровождаются нарушением гомеостаза.   Награждаются   стратегически    выгодные    этапы поведения.    Эффект   приятного   -   экстраполяция   будущего положительного результата.  Эмоции  -  это  аппарат  интеграции "хорошо - плохо".

 

      Теории эмоций.

     Врожденные, или безусловные,  рефлексы (их  сложные  формы называются  инстинктами) - это устойчивые типы биологически целесообразного поведения,  сформировавшиеся в процессе филогенеза.  Сформированный навык,  как правило,   реализуется почти без участия эмоций. Более того, возникновение эмоций способно  только нарушить действие и затруднить достижение цели.

    В сфере вегетативных реакций физиологу важно  различать  те  сдвиги кровообращения,  дыхания,  внутренней секреции, которые  направлены на   энергетическое  обеспечение  движений  и  поэтому неизменно  сопутствуют   двигательной  функции,  от вегетативных реакций собственно эмоциональной  природы.

    Безусловные рефлексы   -  целостный  приспособительный  акт, обязательными  компонентами  которого   являются   органические потребности живой системы ( в пище,  воде,  температуре и т.д.) и действия по ее удовлетворению (приближение,  обладание, избегание и т.п.).  Вовлечение  механизмов эмоции  представляет  составную часть безусловно-рефлекторного акта.

     С самого начала истории органического мира живое существует в  условиях   дефицита   информации   о   возможных   изменениях окружающей  среды.  Отсюда   возникает необходимость внутренних резервов,  которые  позволяют  компенсировать    неблагоприятное стечение обстоятельств.  Одним  из механизмов такой компенсации   является принцип гиперкомпенсации.

     Этот фундаментальный принцип  саморегуляции  живых  систем наложил отпечаток на все приспособительное поведение.  Действия живых существ по  удовлетворению своих потребностей начинаются до того,  как  во   внутренне   среде    организма   происходят сколько-нибудь существенные изменения.  Сигнализация с рецепторов желудка,  сопровождающаяся ощущениями  голода,  своевременно инициирует поиск пищи, тем самым предотвращает изменения химизма крови.

    Эмоциональный фон   ощущений  призван  дать  первоначальную  оценку полезности или вредности раздражителей.

       Динамический  стереотип  это  устойчивая  система ответных  реакций  животного   и   человека,   соответствующая определенной комбинации внешних и  внутренних сигналов. Животные с выработанным динамическим стереотипом   представляют  систему, располагающую  полной  информацией  о  том,  когда,  что  и  как следует  делать.  Нарушение   стереотипа   означает   появление дефицита  информации,  необходимость поиска сведений - вот тогда и возникают эмоции.

       Врачи советуют  избегать эмоций,  но это невозможно.  Тот, кто остерегается  эмоций  -  при  их  возникновении  оказывается детренированным.  Эмоция - это  защитный фактор, но он становится патологическим,  если превосходит какой-то  предел.  Этот предел сугубо индивидуален.    Очень    важно    уметь    регулировать  уровень эмоционального  напряжения,   но   оно   бессознательно поэтому управление  возможно только косвенное,  при определенном знании механизмов запуска эмоции.

        Механизмы запуска эмоций спорны.

    1.Биологическая. теория эмоций Анохина заключается в том, что эмоции   рассматриваются  как  результат  рассогласования  акцептора действия с результатом  действия или  ходом  его  выполнения  на этапах  действия.  Анохин рассматривал Э  как механизм наказания (отрицательная Э) или награды (положительная  Э)   стратегически вредных или полезных путей поведения.

    2. Но Э часто возникают еще до начала  действия,  при  оценке лишь прогноза   степени   выполнения   потребности.  Этот  факт учитывается в  информационной   теории эмоций Симонова.

    По Симонову,    эмоции    возникают   каждый   раз,   когда удовлетворения  потребности не происходит, иными словами - когда действие не достигает цели.

                  Э = -П (Н-С), где

Э -  эмоция,  П  -  потребность (побуждение),  Н - информация, прогностически   необходимая   для   организации   действия   по удовлетворению данной потребности,  С - информация, которая есть и может быть  использована  для  организации   целенаправленного поведения.

    Из данного выражения с неизбежностью вытекают 4 следствия:

     1. Э=0   при   П=0.   Эмоция  не  возникает  в  отсутствии потребности и исчезает  после ее удовлетворения.

     2. Э=0   при   Н=С.   Эмоция   не   возникает   у   вполне  информированной  системы даже при большом значении П.

     3. Э = max, если С=0. При наличии цели (потребности) живая система в известных  пределах тем эмоциональнее,  чем менее  она информирована.

     4. При С>Н Э изменяет свой знак.  Поскольку в  приведенной формуле  П   рассматривается  как  отрицательное в биологическом смысле состояние, при С>Н  возникает положительная эмоция.

   Следовательно, эмоции   зависят  от  потребности  и  дефицита информации об  условиях ее удовлетворения.

   Эмоции -   компенсаторный   механизм,  восполняющий  дефицит информации,   необходимой для  достижения  цели  (удовлетворения потребности).  Так, ярость   компенсирует  недостаток сведений, необходимых  для  организации  борьбы,  страх    возникает   при недостатке информации,  требуемой для защиты,   горе  возникает в

ситуации полного отсутствия информации о какой бы  то  ни  было возможности восполнения потери.

    3.Однако, для  деятельности необходимы не только информация о возможности ее  выполнения,  но еще и энергия и время, а в теории Симонова они не учитываются.

     Согласно Симонову,  существуют  только  два  эмоциональных состояния   -    отрицательное   и   положительное.   Между  тем  физиологические  исследования   показали,  что  хотя   психологи выделяют     множество    проявлений     положительных    эмоций (удовольствие,   наслаждение,   комфорт,   восторг,     радость, оптимизм,   торжество,   воодушевление   и   т.п.),   характер   физиологических вегетативных сдвигов у них одинаков.

     А вот  среди  отрицательных  эмоций  физиологически  можно выделить два типа:   а) стенические    отрицательные .    эмоции   (гнев,   ярость, негодование),  при которых  происходит мобилизация сил, энергии, всех  ресурсов  организма,  когда силы  удесятеряются (прыжок на крыло самолета от медведя и т.п.);  и  б) астенические отрицательные . эмоции (ужас, страх, тоска), при которых  все  функции   организма  подавлены,  как  в  сфере физической, так и интеллектуальной деятельности.

     Объективные физиологические  показатели  при   всех   этих состояниях  разные.   Например,  собаки  на  страшного пришельца реагируют по-разному.  Одна начинает  лаять,  рваться,  стараясь напасть,  при  этом  у  нее  наблюдается  повышение  коронарного кровотока,  АД,  температуры тела,  ЧСС,  МОД. Поведенчески это состояние называется ярость. Другая собака на появление того же человека  демонстрирует страх - при этом у нее может  наблюдаться дефекация,  непроизвольное мочеиспускание,  параличи,  снижение коронарного кровотока, вплоть до полной  ишемии и т.д.

     По теории  Косицкого,  эмоции  - лишь проявление некоторой степени развития  состояния нервного и вегетативного  напряжения в  условиях  дефицита  средств   достижения  цели.  К  средствам достижения цели Косицкий относит не только информацию (И), но и энергию  (Э) и время (В),  необходимые для выполнения  действия.

      Таким образом, формула Симонова, трансформируется в следующую: состояние  эмоционального   напряжения   прямо   пропорционально уровню (значимости,   трудности) цели и уровню дефицита  средств ее достижения, т.е.

 

              СН = Ц (ИнЭнВн - ИсЭсВс), где

 

СН -   состояние   напряжения,  Ц-  цель  поведения,  ИнЭнВн  - информация, энергия  и время,  необходимые для достижения  цели, ИсЭсВс -   эти   же   средства,  существующие  в  распоряжении организма.

       Косицкий выделяет  четыре степени состояния напряжения в зависимости от  уровня дефицита средств достижения цели.

    I степень -  В.М.А . (внимание, мобилизация, активность). Это активная    ориентировочная    реакция,    стадия    адекватной мобилизации сил, подъем  творческой активности.

    II степень - С.О.Э.  (стенические  отрицательные  эмоции). Если  дефицит  средств  достижения цели нарастает,  то возникает мобилизация резервов "под  метелку"   (вегетативная  буря).  При этом  растет  Эс  и достигается равенство Н и С.  Ярость  делает даже слабого человека сильным и способствует победе.

    III степень -  А.С.О.Э. (астенические отрицательные эмоции). Они возникают,  когда  мобилизация не  помогает,  и  Н  остается больше  С.  Уход  от задачи является тоже  своеобразным способом защиты организма.  Например,  из двух зайцев выигрывает то,  кто от страха замирает в кустах,  так как лиса предпочитает гнаться за другим,   который надеется на свои ноги.  Чем закончится  эта погоня - еще не известно,  а  первый заяц уже спасен!   При страхе возникает так называемый "вегетативный хаос" -  разрегулирование  вегетативных функций. Если это продолжается долго - может быть смертельным.

    IV степень  -   невроз -  наблюдается  в  том  случае,   если организм  часто   переживает  астенические отрицательные эмоции. Тогда  возникает  поломка  системы   вегетативной  регуляции   и нервно-психических функций.  Клинически возникает  невроз,  срыв высшей нервной деятельности.

     Три первых стадии обратимы при достижении цели,  четвертая же необратима,   оставляет  печать  на  всю   жизнь,   повышенную чувствительность к каким-то  ситуациям ("больная мозоль").

     Регулировать эмоциональное напряжение можно,  понимая условия их  возникновения.  Для этого,  исходя из формулы Косицкого, надо либо не ставить  большие цели, либо наращивать собственные ресурсы - уметь адекватно распределять  время,  наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки.

     Интересно что  люди  с  разными темпераментами и типами ВНД   преимущественно демонстрируют различные уровни ЭН. Так, сангвиникам более  свойственна 1 степень ЭН (В.М.А.), холерикам - вторая (С.О.Э.). У людей со слабым  типом чаще возникает 3 и 4  степень ЭН, у лиц с сильным типом - 1 и 2 степень.

     Внешне не разряженные эмоции бьют по регуляторным механизмам внутренних  органов. Эмоции нельзя сдерживать, но надо - и в этом проблема. 

     Для 1 ст. проблем  нет -ее сдерживать не надо.   Эмоции 2 степени иногда надо  разрядить. Паллиативным выходом может  быть  очень  сильная мышечная  деятельность,  которая уменьшает энергию. Можно, как это делают японцы, разрядиться на "чучело мастера" и т.п. Это не устраняет  причины ЭН, но снимает вегетативную бурю.

     Астенические отрицательные эмоции надо всячески избегать, а если они появились,   надо устранить застывание на  этой  стадии. Обязательно надо уйти из этой ситуации.

     Почему мы не властны на эмоциями? Они включаются на уровне подсознания.  Наша   психическая  деятельность  проявляется в двух видах - сознательная и  подсознательная (неосознанная -  во  сне, автоматизмы, привычки   и   т.п.).  Оба  эти   вида  деятельности осуществляются всеми уровнями мозга,  но для сознательного   нужна общая активация  коры  со  стороны  РФ.  У спящего человека при  раздражении каких-либо   рецепторов,   так   же,   как   и    у бодрствующего, в   коре    возникают   вызванные   потенциалы  - т.н. первичные  и  вторичные  ответы.   Косицкий  считает,   что вторичный ответ - это отражение процессов, связанных  с  оценкой значимости раздражителя  и  составлением  программы  ответа.  В соответствии с  итогом  этой работы включается или не включается механизм  десинхронизации и наступает или не наступает просыпание.

     У спящего можно выделить ответы 4 типов.

     1. Отсутствие ответа - это реакция на привычные сигналы,  не несущие новой   информации  ( звук часов,  звон посуды,  обычные домашние шумы и т.п.).

     2. Активный ответ, не приводящий к пробуждению -автоматические реакции типа  убить комара или смахнуть  муху. Многие даже условно рефлекторные реакции могут осуществляться на уровне подсознательного.

     3. Реакция на раздражитель вызывает спокойное пробуждение.

     4. Реакция  на  раздражитель вызывает пробуждение с резкой эмоциональной  реакцией.

     Эмоциональное напряжение    возникает    до   пробуждения, бессознательно (испуг).  После пробуждения он переходит в страх, если не хватает ресурсов для  спасения,  проходит, если ресурсов достаточно, или переходит в ярость, если есть  какой-то дефицит, но возможна мобилизация ресурсов.

     По мнению Косицкого положительная эмоция - одна.  Это радость, которая  может   проявляться в  самых  разных  формах  в зависимости от конкретной психофизиологической ситуации,  но в  основе  ее механизма лежит избавление от  отрицательной эмоции и достижение цели. Радость тем больше, чем выше было  состояние эмоционального напряжения. Многие  люди  идут на страх (риск),  для того  чтобы испытать радость после его преодоления - альпинисты и т.п.

    Если все дается на блюдечке,  радости нет. Радость приходит через снятие  трудностей.  Не случайно,  дети  миллионеров  ищут самые  рискованные  хобби,  так   как  пресыщены условиями своей жизни.  Им хочется преодолевать трудности и   получить  радость.

    Животные получают радость тоже таким путем. Крысы стремятся уйти  из   идеальных  условий  навстречу  опасности  ( опыты  с "крысиным  раем"  и  электрической камерой). Дело в том, что  все биологические потребности дают  пресыщение, исключение составляет только  потребность  в получении информации.

     Таким образом,  радость  является  одним   из   двигателей биологической  эволюции, фактором естественного отбора. Трудности могут   преодолевать   самые     подготовленные    представители популяции,  но  все  стремятся  это  делать.  Выживает  и  дает потомство сильнейший.

      Центральный нервный     аппарат     эмоций .     представлен совокупностью  мозговых  образований, которые  принято   называть "висцеральным мозгом".   Название подчеркивает тесную связь всех образований висцерального  мозга  с    регуляцией   деятельности внутренних органов.  Эта  связь  имеет  двоякий смысл.  С  одной стороны, она напоминает  о  зависимости  эмоций  от  внутренних потребностей, с  другой - делает понятным те глубокие изменения вегетатики, которые  бывают при реализации эмоций.

     К висцеральному   мозгу   относятся:  подбугровая  область (гипоталамус), передние  ядра таламуса, перегородка, свод мозга, мамиллярные тела,  миндалевидное ядро и  образования древней коры (венечная борозда, гиппокамп,  грушевидная  доля). Висцеральный мозг тесно    связан  с новой крой   больших полушарий,  особенно с ее

лобными, височными и теменными долями.

      Функциональные влияния центрального аппарата эмоций можно разделить  на  2   типа  -  восходящие и нисходящие.  Восходящие влияния состоят из активации  высших  отделов  мозга  и  органов чувств.   Осуществляя  это  влияние,   висцеральный  мозг  тесно взаимодействует  с  ретикулярной  формацией  мозгового   ствола. Показано,   что   стимуляция   заднего  гипоталамуса  усиливает вызванные  корковые ответы,  т.е.  дает эффект, типичный для РФ. После   разрушения   заднего   гипоталамуса  активация  ЭЭГ  при раздражении РФ не сопровождается  пробуждением.      Гиппокамп тормозит ретикулярную формацию мозгового ствола.

     Действие физиологического  аппарата  эмоций  через  РФ  не исключает  прямого   влияния  на  кору,  а  также  влияния через вегетативную нервную систему.      Обширные нисходящие   эффекты   эмоционального  возбуждения реализуются  через вегетативную нервную систему,  высшие центры которой локализованы в  гипоталамусе.

     Бовард (1962) предложил гипотезу о существовании  в  мозгу высших  животных  и  человека двух функционально противоположных систем. Одна из них имеет   парасимпатическую   (холинэргическую) природу  и  представляет  физиологическую  основу  положительных эмоций.  Вторая,  адренэргическая .   система,   включается    при отрицательных . эмоциях.   Раздражение  первой  из  них  вызывает чувство  удовольствия и служит наградой.  Стимуляция  негативной системы сопровождается    беспокойством,   тревогой  и  ужасом.

      Между двумя этими системами существуют  реципрокные  отношения, которые  регулируются миндалевидным ядром.  Однако,  между этими системами отношения  более сложны,  чем простая реципрокность. В структуре положительных эмоций есть  явно симпатические эффекты, а в отрицательных - парасимпатические.

ПРЕДМЕТЫ

О НАС

«Dendrit» - портал для студентов медицинских ВУЗов, включающий в себя собрание актуальных учебных материалов (учебники, лекции, методические пособия, фотографии анатомических и гистологических препаратов), которые постоянно обновляются по ходу учебного процесса в ЯГМУ.